МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА - Страница 2

В памятнике говорится, что Мария Димитриевна, жена Довмонта, была дочерью Владимирского, Новгородского и Переяславского великого князя Александра Невского. Поэтому в историографии высказывалось мнение, что сообщения летописей о Довмонте как зяте Димитрия Александровича являются поздней вставкой или переосмыслением. Исследователи не исключают и другую версию, согласно которой в 1266–1267 гг. Димитрий Александрович мог выдать замуж за Довмонта одну из своих младших сестёр (Андрей Валентинович Кузьмин). Это вполне соответствовало бы династическим планам князей Северо-Восточной Руси, стремившихся в 1260 гг. посредством ряда браков укрепить свои политические и родственные узы с правителями Северо-Западной Руси и Литвы. Исследователи полагают, что с именем Марии Димитриевны связан заказ пергаменного Евангелия-апракос 1296 г. Его по повелению княгини «Марины» (имя читается неуверенно) написал писец Захарий, прославлявший в выходной записи 25 марта 1296 г. свою «боголюбивую» заказчицу, Святую Троицу и Пресвятую Богородицу. Евангелие было пожертвовано на Волоке Ламском местному Покровскому мужскому монастырю, настоятелем которого был игумен Антоний (Исторический музей). Эта рукопись почти не сохранилась. Два её листа позднее были вшиты в пергаменную Псалтирь первой половины XIV в. В пользу версии о том, что Мария Димитриевна была заказчицей Евангелия 1296 г., указывает тот факт, что в 1294 г. возвращавшийся в Северо-Восточную Русь Димитрий Александрович тяжело заболел и умер, перед смертью приняв монашеский постриг «близ Волока». Исследователи не исключают, что памятный вклад княгини в волоцкий Покровский монастырь был связан именно с этим событием. После смерти 20 мая 1299 г. своего мужа, князя Довмонта (Тимофея), Мария Димитриевна, по сложившейся в Пскове традиции, постриглась в монахини в местном Иоанно-Предтеченском женском монастыре. Исследователи полагают, что она способствовала канонизации своего мужа. По крайней мере, период её вдовства практически совпадает со временем создания проложной редакции Жития князя Довмонта, которое во второй четверти XIV в. послужило одним из источников «Повести о Довмонте». В поздних источниках XVI–XVIII вв. утверждается, что сыном Марии Димитриевны и князя Довмонта был Псковский князь (в 1322 г.) Давыд, жена которого, княгиня Наталия, была похоронена в псковском Иоанно-Предтеченском женском монастыре рядом со своей свекровью.

 



 
PR-CY.ru