МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ - Страница 33

Одна из подобных икон с частицей мощей святого находится в Казанской церкви города Будённовска (бывший город Святого Креста), расположенного на месте золотоордынского города Маджар (отождествляется с городищем Маджары на южной окраине Будённовска и между Будённовском и селом Прасковея), через который из Орды везли тело Михаила Ярославича. Близ города Святого Креста в 1883 г. был основан Мамай-Маджарский Воскресенский монастырь, где в 1885 г. освятили храм во имя Михаила Ярославича. По просьбе епископа Ставропольского Владимира (Петрова) Тверской архиепископ Савва (Тихомиров) в 1887–1888 гг. заказал и передал в Ставропольскую епархию икону Михаила Ярославича с частицей его мощей, предназначенную для новой обители, а затем – ещё несколько икон, в том числе для нового храма во имя Михаила Ярославича в селении крещёных калмыков Княже-Михайловском (образ с мощами тождественен иконе, сохранившейся в Будённовске). В записках архиепископа Саввы (Тихомирова) неоднократно говорится о поднесении икон князя, а также Михаила Ярославича с Арсением Элассонским жителям и уроженцам Тверской епархии, благотворителям, посетителям города, в частности Спасо-Преображенского собора, членам императорской фамилии, в том числе великому князю Михаилу Александровичу, носившему имя святого, и другим лицам. Судя по этим данным, образы святого писались в большом количестве и распространялись по разным регионам Российской империи. В Новое время за пределами Тверской епархии образы князя-мученика были известны не только по тверским раздаточным образам, но и по храмовым иконам сравнительно немногочисленных церквей и приделов, освящённых во имя Михаила Ярославича, а также по минейным циклам. Вместе с образом апостола Филимона они входят в состав многих иконописных и гравированных минологиев под 22 ноября (икона первой половины XVIII в. в Сампсониевском соборе в Санкт-Петербурге; листы на ноябрь гравированных святцев работы Григория Павловича. Тепчегорского (1714, 1722 гг.) и Ивана Константиновича Любецкого (1730 г.); палехская икона из комплекта миней первой половины XIX в. письма Терентия Ивановича Гагаева (?) из бывшего собрания Михаила Евгеньевича де Буар (Елизаветина). Исследователи отмечают, что интерпретация иконографии Михаила Ярославича в этих памятниках зависит от их стилистического решения. В произведениях, выполненных в духе барокко, он представлен в княжеской короне западноевропейского типа, на иконах традиционного письма – в русских княжеских одеждах (иногда в шапке); часто святой предстаёт в облике старца с довольно длинной бородой. Условные русские атрибуты и передача индивидуальных черт облика князя наряду с использованием мотивов западноевропейского искусства нашли применение и в изображениях Михаила Ярославича, носящих светский характер. В качестве одного из великих князей Владимирских он был представлен на медали из серии портретов русских великих князей, царей и императоров 1760 гг. – 1890 гг., а также на рельефе Федота Ивановича Шубина 1774–1775 гг. из аналогичной серии для Чесменского дворца.

 



 
PR-CY.ru