МАКАРИЕВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

В Российской государственной библиотеке этот сборник датирован началом XVIII в., но анализ текстов позволяет исследователям отнести его к 1730 гг. Уникальный по составу сборник был написан, как полагают исследователи, специально для придела праведных Иоакима и Анны, пристроенного в 1728–1730 гг. к церкви преподобного Макария Унженского, где и находилась Макариевская икона. Исследователи полагают, что архимандрит Платон не был знаком с этой рукописью. В соответствии с «Повестью...» некий воин-галичанин, будучи в плену, купил икону Божьей Матери греческого письма. Освободившись, он вернулся в родное село, расположенное у Галича, и поместил образ в сельской церкви. Вскоре храм сгорел, и лишь икона была обретена после пожара неповреждённой. Во сне воину было дано указание отнести икону в Макариев монастырь, что тот и сделал накануне дня памяти преподобного Макария Унженского. Макариевская икона стала чтимым монастырским образом. Согласно тексту «Повести...», икону видел и «лобызал» во время посещения монастыря в 1619 г. царь Михаил Фёдорович, позднее приславший из Москвы драгоценные венцы и цаты к образу. В конце XVII в. игумен Митрофан (1675–1682 гг.; будущий Воронежский епископ) просил известного изографа Артемия Катунца поновить икону, но тот «от благоговеинства отречеся». В 1715 г. установили празднование Макариевской иконе перед днём памяти преподобного Макария, тем самым в монастыре, как полагают исследователи, восстанавливалась традиция почитания иконы. Позднее «Повесть...» получила продолжение («Пристяжение»), в котором рассказывается, что в монастыре находились рукописи, содержавшие сведения о Макариевской иконе, но они погибли при пожарах. В 1716 г. икона была поновлена игуменом Кривоезерской обители города Юрьевца-Повольского Корнилием (в миру царский изограф Кирилл Уланов). «Пристяжение», главным образом, описывает чудеса от этой иконы в Москве, куда её повезли для сбора пожертвований. В тексте упоминаются московские храмы и монастыри, реальные персонажи, чудеса исцелений, обретения украденных сокровищ и т.д. После сбора пожертвований икона была возвращена в монастырь. Возобновление почитания Макариевской иконы и написание «Повести...» в начале XVIII в. связаны с игуменом Макариева Унженского монастыря Леонтием (Павловым; ум. около 1788 г.), возглавлявшим обитель 27 лет с небольшим перерывом (1714–1727, 1728–1741 гг.). Именно по его инициативе икону поновил игумен Кривоезерской пустыни Корнилий (Уланов). Судя по тексту, первая часть «Повести...» была написана около 1717 г. Окончательно текст был оформлен в период между 1719 (возвращение иконы из Москвы) и 1741 гг. «Повесть...» анонимна, но у исследователей есть все основания полагать, что она написана игуменом Леонтием, автором «Сказания о иконе Богоматери Иерусалимской», которое он создал в 1719 г., будучи игуменом Макариева монастыря (список 1817 г. хранится в Государственном архиве ивановской области в составе сочинения «Историческое описание Троицкого Кривоезерского монастыря»). Для исследователей очевидна стилистическая общность обоих «Сказаний...», которая проявляется в схожести эпитетов, оборотов речи, обилии превосходных степеней, сложном построении фраз. Исследователи отмечают, что обращают на себя внимание близость задач, которые ставились в обоих случаях автором, и методы их решений. Сохранились единичные образы преподобного Макария в молении Макариевской иконе второй половины XIX в. Подобная икона находится в церкви Рождества Христова города Макарьева Костромской области. По мнению исследователей, о том, что икона, к которой обращается преподобный, именно «Макарьевская», свидетельствует надпись на ней.



 
PR-CY.ru