МАКАРИЕВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

МАКАРИЕВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, Макарьевская (празднование 17 сентября) – чудотворный образ, святыня Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря. Находилась в разных храмах обители; исчезла в 1920 гг., когда монастырь был закрыт и разорён. Принадлежит к типу «Одигитрия». Согласно «Сказанию...» о явлениях и чудесах Макариевской иконы, составленному архимандритом Макариева Унженского монастыря Платоном (1850–1867 гг.), икона Божьей Матери «Одигитрия» была явлена преподобному Макарию Унженскому во время молитвы 17 сентября 1422 г. несомой «по воздуху неведомою силою» в окружении «светозарных лучей». Преподобный Макарий взял икону к себе в келью, после чего она стала называться «келейной». Рассказ о явленной иконе архимандрит Платон дополнил «Сказанием...» об обретении и о чудесах ещё одной иконы Божьей Матери – списка, сделанного учениками преподобного с «келейного» образа преподобного Макария. Список был раскрыт от позднейшей записи 30 апреля 1858 г., и этот день считается днём обретения иконы. «Сказания...» сопровождаются историями многочисленных чудес от обеих икон. О «келейной» иконе архимандрит Платон сообщал, что она отличается от Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия»: голова Богоматери немного склонена к Младенцу, лик Которого обращён чуть вправо, лентион перекинут через оба плеча, ножки переплетены. Список (размер 2 аршина 8 вершков × 2 аршина, или 177×142 см) имел те же иконографические особенности. В монастыре хранилась «Соборная память», выданная в 1717 г. из Казённого Патриаршего приказа при местоблюстителе Патриаршего престола Стефане (Яворском) по прошению игумена Леонтия с братией для сбора пожертвований, в которой икона называлась чудотворной. Софья Ивановна Снессорева (1892 г.) и Евгений Николаевич Поселянин (1909 г.) на время составления своих сводов икон отмечали, что в монастыре есть только список с явленной Макариевской иконы. Источники «Сказаний...» архимандрита Платона исследователям неясны. В Житии преподобного Макария сюжет об обретении иконы отсутствует. В подробнейшем описании архива монастыря, сделанном И.К. Херсонским, также не обнаружены древние рукописи, на которые ссылается архимандрит Платон. Древнейшие описи монастыря (1613 и 1624 гг.) не содержат сообщений о чудотворной иконе «Одигитрия», хотя есть упоминания об иконах этой иконографии. Так, по описи 1624 г., богато украшенный новый образ мерой в 4 пяди (около 71 см) находился в Макариевском холодном храме в местном ряду иконостаса. При отсутствии древних документов архимандрит Платон мог опираться только на «Соборную память» и монастырские описи, которые он предоставил специальной комиссии и послал в духовную консисторию, когда там запрашивали материалы о чудотворной иконе. Скорее всего, как полагают исследователи, недостающее звено в истории этой иконы (чудесное обретение иконы преподобным Макарием во время молитвы) игумен взял из Жития преподобного Авраамия Галичского, которое хранилось в монастырской библиотеке (также в 1845–1850 гг. архимандрит Платон возглавлял Авраамиев Городецкий Покровский монастырь). О происхождении и об истории Макариевской иконы в первой трети XVIII в. была составлена «Повесть о иконе Пресвятые Богородицы во обители преподобнаго Макария Унженского чудотворца», которая сохранилась в единственном списке в сборнике из собрания Российской государственной библиотеки.

 



 
PR-CY.ru