МЕЛИТОН

МЕЛИТОН (II в.) – епископ Сардский (Сардийский), раннехристианский апологет, святитель (память 1 апреля). О жизни Мелитона исследователям известно очень мало. Первым о нём упоминает Эфесский епископ Поликарп в послании Римскому епископу Виктору, из которого исследователи сделали вывод, что Мелитон придерживался малоазийской практики, идущей от апостола Иоанна Богослова, справлять Пасху 14 нисана, т.е. был квартодециманом (см. Четыредесятники). В письме Эфесский епископ Поликрат говорит о Мелитоне как о евнухе (т.е. неженатом), в переводе Руфина – «по причине Царствия Божия» (лат. «propter regnum Dei»; ср.: Мф. 19:12), что исследователи связывают с эсхатологической перспективой и ожиданием парусии (Второго пришествия). Иероним Стридонский упоминает о Мелитоне как о пророке, почитавшемся многими христианами. Авторитет Мелитона как православного писателя, «провозглашавшего Христа Богом и Человеком», был в древности чрезвычайно высоким. Мелитон известен исследователям также как первый паломник на Святую землю, первый составитель списка-канона книг Ветхого Завета и «сборника свидетельств» из Священного Писания о мессианских пророчествах и прообразах Христа в Ветхом Завете. Он был автором известной в древности «Апологии» (дошедшей до настоящего времени только в двух фрагментах), в которой есть зерно позднейших византийских представлений о связи христианства и монархии. Почил Мелитон не позднее 190 г. Сохранившиеся отрывки его творений под именами Иринея Лионского, Ипполита Римского, Августина Блаженног, Епифания Кипрского, Александра Александрийского, Афанасия I Великого, Иоанна Златоуста, Льва I Великого на многих древних языках свидетельствуют о влиянии, которое имели произведения Мелитона до VI в. Открытие сочинений Мелитона и введение их в научный оборот стало значительным достижением патрологической науки XX в. Как святой Мелитон почитался в древней Восточной церкви, его имя включено в «Римский Мартиролог», а также в современный синаксарь афонского монастыря Симонопетра. Реконструируемый (на основании свидетельства Евсевия Кесарийского с привлечением других источников) список творений Мелитона: «О Пасхе», «Об образе жизни», «О пророках» (или одно сочинение «Об образе жизни пророков»), «О Церкви», «О воскресении», «О вере (или природе) человека», «О слеплении» [= «О сотворении человека»], «О послушании [+ вере?]», «О чувствах», «О вере», «О душе и теле», «О крещении», «Об истине», «О рождении Христа», «О пророчестве», «О гостеприимстве», «Ключ», «О диаволе и Откровении Иоанна» (скорее всего, как полагают исследователи, одна книга), «О воплощении Бога», «К Антонину» [= «Марку Аврелию апология»], «Эклоги», «О Кресте». Разнообразие тем, многие из которых были впервые затронуты Мелитоном, ставит его в ряд наиболее выдающихся древних христианских писателей. Однако сохранилась лишь небольшая часть его сочинений. 1. «О Пасхе». Подлинный греческий текст был открыт и впервые издан только в 1940 г. В 1960 г. опубликован второй греческий папирус. Исследователям известны также многочисленные древние переводы. Особую проблему для исследователей представляет упоминание Евсевия Кесарийского о «двух [книгах] о Пасхе», поскольку дошедшие рукописи содержат лишь одну книгу. Исследователи полагают, что в древности это сочинение было распространено в двух частях, как это наблюдается в грузинских рукописях (предположение С. Дж. Холла, развитое А. Стюарт-Сайксом на основании сходства второй части с агадой; при этом А. Стюарт-Сайкс игнорирует тот факт, что в грузинских рукописях сочинение Мелитона имело хождение как два самостоятельных произведения, а не как единое целое).

 



 
PR-CY.ru