МАФРИАН - Страница 2

В действительности на Соборе лишь было объявлено, что яковитской церкви будет оказано покровительство наряду с Церковью Востока, что, однако, не исключало возможности изменения её положения. После смерти Гавриила Шигарского и последовавшего разрушения придворных яковитских монастырей влияние монофизитов на территории Ирана восстановилось лишь к 627–628 гг., когда Верхнюю Месопотамию заняли войска византийского императора Ираклия I, который проводил политику, направленную на сближение с монофизитами. Возвращение обширных территорий, населённых яковитами, под власть Византии побуждало императора Ираклия относиться к ним с особым вниманием (при этом император вёл переговоры и с противоположной яковитам христологической группой – Церковью Востока). Последовавшее за свержением Хосрова II полководцем Шахрбаразом (24-25 февр. 628) заключение византийцами Парвиза мирного договора с послами нового шаха Кавада II (Широе) (июнь 628 г.; в 629 г. подтверждён Шахрбаразом) дало возможность патриарху Сирийской яковитской церкви Афанасию I Гаммале (594/595 – 630/631 гг.) учредить пост своего наместника в Сасанидской империи, который впоследствии получил наименование «мафриан» (им стал Тагритский митрополит Марута). Первоначально мафриану были подчинены десять епархий (впоследствии их число увеличилось). Мафриан имел право избирать и рукополагать епископов, а также освящать миро, но не мог без согласия патриарха перемещать епископа с одной кафедры на другую. Данное положение сохранилось и после падения империи Сасанидов в ходе арабских завоеваний (630–640 гг.). В 869 г. было принято решение, что нового патриарха должен рукополагать действующий мафриан. Начиная с XIII в. мафрианы неоднократно становились патриархами, например, Иоанн XIII(XII). Престол мафриана в 1089 г., после мусульманского погрома в Тагрите, был перенесён в Мосул, в XII в. временно возвращён в Тагрит, с 1156 г. находился в монастыре Мар-Маттай близ Мосула вплоть до упразднения титула в середине XIX в. Последним мафрианом был Василий Бехнам IV (ум. в 1859 г.). В 1495–1844 гг. существовал также второй мафрианат при находившемся в оппозиции к официальной иерархии яковитском патриархе в Тур-Абдине. В результате резкого сокращения яковитских общин в Месопотамии после монгольского завоевания этого региона титул «мафриан» к XVI в. стал фактически номинальным, хотя продолжал обозначать второе лицо в иерархии после патриарха. В 1912 г. мафрианат (с титулом «католикос») был возрождён для главы яковитов Индии (впоследствии в связи с расколом среди индийских яковитов титул стали носить как глава независимой Маланкарской церкви, так и глава Сирийской яковитской церкви Индии, признающей власть Антиохийского яковитского патриарха).



 
PR-CY.ru