МАФРИАН

МАФРИАН (сир. букв. – «приносящий плоды», в переносном значении – «посвящающий») – церковный титул в Сирийской яковитской церкви, который до XIX в. носил архиерей, управлявший общинами на Востоке (главным образом, территория современного Ирака) и занимавший второе место в церковной иерархии после патриарха (также именовался католикосом). Хотя основной христианской общиной сасанидского Ирана была Церковь Востока, традиционно именуемая несторианской (см. ст. Несторианство), с середины VI в. на территории страны стало активно распространяться монофизитство. Ещё в 559 г., в период правления шаха Хосрова I Ануширвана, Эдесский  митрополит Иаков Барадей поставил Ахудэммеха первым главой монофизитской иерархии в Иране с титулом «митрополит Востока»; его кафедра находилась в Тагрите (ныне Тикрит, Северный Ирак). Численность монофизитского населения увеличивалась при Хосрове II Парвизе (590–628 гг.), что было следствием захвата территорий в ходе военных действий против Византии. Хотя для Хосрова II Парвиза в целом было характерно терпимое отношение к различным христианским конфессиям, его терпимость была относительной. Одновременная поддержка шахом яковитской церкви и Церкви Востока, нередко приводившая к конфликтам, имела целью сохранение равновесия между общинами с противоположной христологией. Монофизитство исповедовала самая влиятельная из жён Хосрова II Парвиза, Ширин. Благодаря её поддержке около 598 г. близ дворца шаха в Ктесифоне был построен монастырь. Покровительство монофизитам, которые жили на территории Персии, оказывал также главный придворный врач (друстбед) Гавриил Шигарский, который на краткое время перешёл из яковитской церкви в Церковь Востока, но был отлучён за двоежёнство и содержание наложниц, после чего вновь примкнул к монофизитской партии. Именно с деятельностью Гавриила Шигарского пронесторианские источники связывают ухудшение положения Церкви Востока. Лишив персидских несториан возможности избрать преемника скончавшегося католикоса Григория I (605 – 608/609 гг.), Хосров II Парвиз одновременно усилил позиции монофизитской иерархии. Около 616 г. шах созвал Собор в Ктесифоне, в котором приняли участие представители всех основных христианских общин: несториане, монофизиты, среди которых были армянские епископы, и халкидониты, в том числе святитель Захария, Иерусалимский патриарх, пленённый персами во время взятия Иерусалима (614 г.). Согласно посланию католикоса Армянской Апостольской церкви Нерсеса III (641 – 661/662 гг.) к византийскому императору Константу (Константину) II Погонату, текст которого сохранил армянский историк Себеос, Хосров II Парвиз, узнав о содержании христологических споров, приказал несторианам покинуть Собор, а монофизитское учение («армянскую веру») признать обязательным для всех христиан Персии (даже Иерусалимский патриарх Захария якобы согласился с тем, что именно это учение соответствует истине).

 



 
PR-CY.ru