МАКАРИЙ, Тучапский Макарий - Страница 4

Так, исследователям известно, что в 1547 г. Макарий (Тучапский) и львовские мещане просили митрополита организовать сбор пожертвований на строительство новой каменной Успенской церкви во Львове. Исследователи полагают, что ко времени образования Львовской епархии относится составление так называемой Лукашевичской редакции «Кормчей книги»: данная редакция в XVI–XVII вв. неоднократно переписывалась на территории Львовской епархии. Материал, почерпнутый, главным образом, из Волынского извода «Русской Кормчей», был пополнен заимствованными из разных источников полемическими антилатинскими текстами. Макарий (Тучапский) искал пути для облегчения положения православных. Так, будучи ещё наместником митрополита, он в 1537 г. вместе со шляхтичами Ванко Станимирским и Олехно Замойским внёс во львовские гродские книги от имени «totae communitatis legis ruthenicae» текст грамоты короля Александра 1504 г., воспроизводившей привилей короля Владислава III 1443 г., по которому «Русской» церкви предоставлялись различные права в связи с происшедшим на Ферраро-Фллорентийским собором соединением церквей. Исследователи не сомневаются, что текст документа был получен от епископов Холма, где хранился его оригинал. Холмские епископы неоднократно в XVI в. представляли этот документ, добиваясь уравнения в правах с католиками. Шаг этот не помог: 31 марта 1540 г. король Сигизмунд I предписывал своим старостам не препятствовать Макарию (Тучапскому) совершать богослужение по греческому обряду. Ряд королевских грамот 1540 гг. говорит исследователям о том, что Макарий (Тучапский) стремился подчинить себе приходских священников, искавших защиты у своих светских патронов. Так, в грамоте от 11 октября 1544 г. Сигизмунд I предписывал не защищать священников, которые не повинуются Макарию (Тучапскому). В грамоте упоминались обязанности священнослужителей: посещать ежегодные собрания духовенства епархии и платить владыке «куничное». В грамоте от 22 августа 1546 г. предписывается провести расследование относительно шляхтичей (nobiles) и старост (capitaneis), которые препятствуют власти владыки. Макарий (Тучапский) старался сохранить и увеличить владения кафедры. 20 февраля 1548 г. он получил разрешение выкупить владение Перегинское (ныне посёлок Рожнятовского района Ивано-Франковской области), принадлежавшее раньше Галицкой митрополии. Передача под власть епископа Уневского монастыря привела к конфликту архиерея с монахами, которых подстрекал к сопротивлению Ванко Станимирский. Уже в 1540 г. монахи обвиняли Макария (Тучапского) в разграблении монастырского имущества. На разбирательстве в августе 1540 г. во Львове монахи признались, что клеветали на владыку, чтобы он над ними «жадной мочи и росказанья не имел». В 1542 г. король вынес решение о том, что монастырь подчиняется власти епископа, ему на утверждение должен представляться избранный насельниками архимандрит, но в управление монастырём владыка не вмешивается. Споры продолжались и в последующие годы. Сведения об отношениях львовских мещан и Макария (Тучапского) говорят исследователям об их сотрудничестве. Они совместно хлопотали о сборе пожертвований для строительства Успенской церкви. Епископ поддержал создание городских братств при церквах Благовещения (1542 г.) и святителя Николая (1544 г.). 8 июля 1548 г. король предписывал православному шляхтичу Марку Балабану (впоследствии Львовский епископ Арсений) не вмешиваться в управление монастырями, подчинёнными Макарию (Тучапскому). В январе 1549 г. Киевский митрополит Макарий II подтвердил соглашение епископа со львовским клиросом, очевидно, в связи со смертью Макария (Тучапского).



 
PR-CY.ru