ЛЕОНИД

ЛЕОНИД (ум. в 1549 г.) – Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресвятой Богородицы (см. Адрианов Пошехонский честь Успения Пресвятой Богородицы женский монастырь), преподобный (память 23 мая – в Соборе Ростово-Ярославских святых). Основным источником сведений о святом является Житие («Житие и подвизи преподобных отець наших игумена Андреяна и старца Леванида, началников честныя обители Успения Пресвятыя Богородицы в Пошехонии, зовомая Андреянова. Списано бысть житие святых тое же обители многогрешным игуменом Алексеем»), известное исследователям в двух редакциях в большом числе списков XVI–XIX вв. Первая редакция (начало: «Бысть некий черноризец рекомый Бестуж...») составлена игуменом Успенского монастыря Алексием (1570–1573 гг.); её автору было неизвестно местонахождение мощей преподобномученика Адриана, обретение которых состоялось в 1626 г. Самый ранний список исследователи датируют концом XVI в. (Российская национальная библиотека, сборник-конволют XVI–XVII вв.). Вторая редакция (начало: «Сие благословенное древо, преподобномученик Адриан, произрасте в богоспасаемом граде Ростове...»), созданная после обретения мощей преподобномученика Адриана, представляет собой переработку и сокращение первой; редактор исключил остросюжетные эпизоды и яркие бытовые подробности, язык повествования приобрёл более книжный характер. Согласно Житию, послушник Леонид подвизался в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыре. 13 сентября 1540 г. он по благословению игумена монастыря, преподобного Лаврентия, удалился из обители вместе с иеродиаконом Адрианом (см. Адриан Пошехонский), чтобы «создать новый дом Богородицы». Место для обители на берегу реки Вотха (Ветха) в Пошехонье было указано неким «черноризцем Бестужем», который вызвался проводить иноков в «пустыню непроходимую». Монахи обрели на дереве икону Успения Пресвятой Богородицы (по другой версии, они принесли образ с собой и укрепили его на большом дубе). После обретения иконы Бестуж таинственно исчез, а Леонид и Адриан приступили к обустройству монастыря. Когда они удалились, чтобы найти место, удобное для строительства кельи, к берегу пристали местные рыбаки, увидевшие икону на дубе. Один из них попытался взять образ, но был отброшен неведомой силой. Поражённые чудом жители оставили под деревом хлеб и рыбу и удалились. После возвращения монахов Леонид обнаружил под иконой неведомые дары и показал их старцу Адриану (этот эпизод Жития впоследствии стал самостоятельным 18-м Чудом в первой редакции). Спустя три года монахи отправились в Москву, где Макарий выдал благословенную и безданную грамоты на устройство обители, рукоположил преподобного Адриана во иерея и поставил игуменом обители. 17 (31?) мая 1543 г. была заложена деревянная Успенская церковь с трапезной. Иноки устроили три кельи, в четвёртой находилась поварня и пекарня. Женщин в обитель не допускали. Преподобные установили правило толкования Евангелия за богослужением: «единъ чтетъ, а второй разсуждаетъ».

 



 
PR-CY.ru