ЛУКИАН - Страница 2

Этот же тип изображения был взят за основу образа Лукиана на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере преподобного Феодосия» (1890 г.), созданной в мастерской Киево-Печерской лавры (находится при нижнем входе в Дальние пещеры); расхождения с иконой при мощах незначительны: святой держит в правой руке крест-Распятие и пальмовую ветвь, на голове клобук. В композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» изображение Лукиана входит в правую группу преподобных, почивающих в Дальних (Феодосиевых) пещерах. Оплечный образ святого в клобуке, с пышной бородой с небольшой проседью в традиционном варианте, представленном на иконах и эстампах начиная со второй половины XVIII в., размещали во втором ряду третьим от края, рядом с преподобными Агафоном чудотворцем (слева) и Титом воином (справа). К таким вариантам извода композиции относится целый ряд икон и гравюр. Например, иконы: второй половины XVIII в. из Киево-Печерской лавры (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник); последней трети XVIII в. (1771 г. (?), Иркутский объединённый художественный музей); конца XVIII – начала XIX вв. (собрание банка «Интеза», Виченца, Италия); первой трети XIX в. (Кирилло-Белозерский музей-заповедник); середины XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского женского монастыря в Александрове); на палехской иконе первой половины XIX в. (частное собрание) – на голове Лукиана куколь островерхой формы; последней четверти XIX в. из церкви Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) и др. На гравюрах: Иосифа Гочемского (вторая треть XVIII в.); Василия Белецкого (1751 г.); Мартина Нестеровича Нехорошевского (середина XVIII в.); Якова Кончаковского (1771, 1774 гг.); Г. Проценко (1821 г.) и проч. (экземпляры в Российской национальной библиотеке, Государственном музее истории религии и др.); на гравюре с раскраской первой трети XIX в. (оттиск в Русском музее); на хромолитографии конца XIX – начала XX вв. (Почаевская Успенская лавра). Исследователи отмечают, что в ряде случаев местоположение фигуры святого в композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» изменено (в пределах группы преподобных Дальних пещер). На некоторых иконах и эстампах исследователи встречают вариант, когда справа от Лукиана изображён преподобный Феодор, а фигура преподобного Тита воина вынесена в первый ряд (например, икона первой половины XIX в. предположительно работы мастерской Киево-Печерской лавры, Центральный музей имени Андрея Рублёва; офорт с раскраской первой четверти XIX в., Российская государственная библиотека). Основательной переработке композиция подверглась на иконе второй половины XIX в. (частное собрание) – Лукиан изображён в левой группе святых, во втором ряду четвёртым от центра. На раскрашенной литографии 1883 г. московской мастерской А. Абрамова (Русский музей) группа и ряд остаются прежними, но фигура святого (голова не покрыта) смещена к краю (второй от края). На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» работы монахини Иулиании (Соколовой) 1934 г., начала и конца 1950 гг. (две иконы в ризнице Троице-Сергиевой лавры). Лукиан (отличительная деталь – куколь на голове) написан в правой группе Киево-Печерских святых. В монументальной живописи образ Лукиана включён в группу святых XIII в. в росписи иеродиаконов Паисия и Анатолия (конец 1860 – 1870 гг., поновление в 1970 гг., около 2010 г.) в галерее русских святых, ведущей в пещерную церковь преподобного Иова Почаевского, в Почаевской Успенской лавре.



 
PR-CY.ru