ЛУКИАН

ЛУКИАН (ум. в 1240 или 1243 г.) – Киево-Печерский, пресвитер, в Дальних пещерах почивающий, священномученик (память 15 октября, 28 августа – в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю вторую Великого поста – в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов. О Лукиане, как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Он не упоминается в «Тератургиме» монаха Афанасия Кальнофойского (Киев, 1638 г.), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах, а также в составленном по благословению Киевского митрополита Петра (Могилы) около 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором которого считается протосинкелл и экзарх Константинопольского патриарха Мелетий Сириг. В XIX в. на доске с иконой святого над его захоронением была краткая надпись, составленная, как полагают исследователи, в синодальный период: «Лукиан священномученик пострадал от Батыя около 1243 года». В рукописном сборнике из библиотеки Дальних пещер, который послужил источником архиепископу Модесту (Стрельбицкому) при написании его «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер», были тропарь и кондак Лукиану. Местная канонизация Лукиана совершена при архимандрите Варлааме (Ясинском), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684–1690 гг. (впоследствии Киевский митрополит), когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Общецерковное почитание Лукиана установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., которыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в том числе Лукиана) в общецерковные месяцесловы. В 1843 г. было установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Отдельный день памяти Лукиану был установлен во второй половине XIX в. Научное исследование мощей из Дальних пещер, произведённое в конце XX в., показало, что Лукиану к моменту кончины было 30–35 лет. Описание Лукина представлено в иконописном подлиннике конца XVIII в.: «Сед, брада доле Григория Богослова, на главе клабук черн, риза преподобническая, испод киноварь разбелен, обема рукама держит Евангелие, на исподней ризе патрахил (епитрахиль) злато» (Библиотека Академии Наук). По части атрибутов и облачения описание отражает черты иконографии, свойственные для изображений монахов в священническом сане. Однако над ракой со святыми мощами Лукиана в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры помещена икона самостоятельного извода, написанная в 1840 гг. (под записью конца ХХ в.) в лаврской иконописной мастерской под руководством иеромонаха Иринарха. Святой представлен по пояс в небольшом развороте влево. На нём мантия, подрясник, голова не покрыта (куколь на плечах), на священство указывают епитрахиль и поручи. Длинные, слегка вьющиеся волосы с небольшой проседью лежат по плечам, борода густая, средней длины. Правой рукой, ладонь которой прижата к груди, он придерживает крест, в левой сжимает пальмовую ветвь – символ победы над смертью, атрибут, известный исследователям в изображениях мучеников за Христа с раннехристианского времени.

 



 
PR-CY.ru