«ЛУЦИДАРИУС» - Страница 2

Древнерусский текст Луцидариуса («Златой бисер») был очень популярной апокрифической рукописью. Сохранились списки преимущественно конца XVII и начала XVIII вв. Исследователи отмечают, что он представляет собой нечто вроде энциклопедии русского грамотея допетровской Руси. В форме разговоров учителя с учеником изложены сведения о мире, людях, странах, животных, вообще всё, на что требовала ответа любознательность грамотного человека. Включает сведения из народных преданий, средневековых и гадательных повествований и космографии. Переводчиком с немецкого языка назван некий Георгий, который сообщил свой труд Максиму Греку. Николай Саввич Тихонравов предположил, что этот «Георгий» был князь Георгий Иванович Токмаков, составитель повести о Выдропусской иконе Богородицы (Одигитрии, т.е. Путеводительницы), который одно время был наместником в Пскове и сталкивался там с иноземцами. Максим Грек в своём «Послании к некоему мужу поучительном на обеты некоего латынина мудреца», строго осудил «Луцидариус», опроверг отдельные места и доказал, что эта книга «в множайших лжет и супротив напишет православным преданиям», так что заслуживает, скорее, названия «тенебрариус – еже есть темнитель, а не просветитель». Несмотря на такое осуждение, которое привело только к сокращению некоторых мест, «Луцидариус» читался и переписывался, то сокращаясь, то пополняясь однородным материалом из других сочинений – хронографов, апокрифов, планетников, лечебников и пр. Исследователи отмечают, что вслед за кратким вступлением, объясняющим значение книги, следует в тексте в диалогической форме (вопросы ученика и ответы учителя) – ряд кратких сведений о сотворении мира, свержении дьявола с небес и создании ада, об устройстве неба, земном рае, об Адаме, Авеле, Енохе, о разделении земли на три части – Азия, Европа, Африка; о зверях, об отдельных странах, островах, морях, о ходе солнца, луны и звёзд, о кометах, об атмосферных явлениях, дальше о природе человека, физической и нравственной, о священстве, церковном уставе, кресте, крещении, Воскресении Христовом, поминании умерших, адских муках, антихристе, Страшном Суде и т.п. В более подробной редакции, изданной Иваном Яковлевичем Порфирьевым, «Луцидариус» делится на две части: в первой 67, во второй 40 кратких глав. Древнейшие списки «Луцидариуса» заключают лишь первую часть позднейших, – вполне соответствующую тому виду «Луцидариуса», какой он имел в европейских народных книгах.



 
PR-CY.ru