«ЛОНО АВРААМОВО» - Страница 2

На миниатюре «Страшный Суд» в Евангелии XI в. «Лоно Авраамово» помещено в нижней левой части, где также представлены Богоматерь на престоле в райском саду и апостол Пётр, подводящий группу праведников к райской двери, которую охраняет херувим; в композиции «Лоно Авраамово» патриарх Авраам изображён на троне среди райских деревьев с душой Лазаря на коленях и душами праведников в виде толпящихся вокруг трона отроков. На византийской иконе «Страшный Суд» из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (XII в.) Авраам с душой Лазаря на коленях и с праведными душами, облачёнными в белые хитоны, изображён на фоне вьющейся лозы. Также «Лоно Авраамово» представлено в сцене «Страшный Суд» в росписи церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде (1199 г.). В западной части южной стены изображён Авраам с душой Лазаря на коленях, сидящий в райском саду на троне в окружении праведных душ в виде отроков, на примыкающей западной стене – Богоматерь на престоле. На северной стене напротив Авраама показан богач из евангельской притчи. В росписи Дмитриевского собора во Владимире (конец XII в.) изображение Авраама в саду дополнено образами патриархов Исаака и Иакова, в сопровождающей надписи указано: «Лоно Авраама, Исаака и Иакова». Такой вариант композиции был известен в западноевропейском искусстве. Например, в рельефах портала церкви Сен-Трофим в Арле (вторая половина XII в.) представлены сидящие на престолах в райском саду три ветхозаветных патриарха, у них на коленях – души праведников в виде отроков в хитонах, к которым ангел приносит ещё одну душу (в виде обнажённой фигурки). Вариант композиции «Лоно Авраамово» с изображением трёх патриархов, сидящих в раю с душами праведных и Благоразумным разбойником, стал наиболее распространённым в русском искусстве XIV–XVI вв. (например, в росписи собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря в Пскове, 1313 г.; в росписи преподобного Андрея Рублёва в Успенском соборе во Владимире; на иконах «Страшный Суд»). В XVI–XVII вв. композицию «Лоно Авраамово» исследователи встречают как один из сюжетов, украшающих двери в жертвенник с изображениями притч (например, икона начала XVII в. Центрального музея имени Андрея Рублёва; икона из Введенской церкви Кириллова Белозерского монастыря, 1607 г.; икона из Софийского собора в Великом Новгороде, XVII в.).



 
PR-CY.ru