«ЛОНО АВРААМОВО»

«ЛОНО АВРААМОВО» – название композиции с изображением ветхозаветного патриарха Авраама (одного или вместе с патриархами Исааком и Иаковом), сидящего на троне в райском саду с душами праведников в виде отроков, находящихся на его коленях, за пазухой и стоящих вокруг трона. «Лоно Авраамово» обычно включается в сложную многосоставную картину Страшного Суда, символизируя блаженство праведных в раю в противоположность мучениям грешников в аду. В основе композиции «Лоно Авраамово» лежит иллюстрация евангельской притчи о богаче и бедном Лазаре, в которой говорится: «Умер нищий и отнесён был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Изображение встречается на миниатюрах лицевых Псалтирей и Евангелий. Самой ранней известной исследователям иллюстрацией притчи является миниатюра из «Слов» Григория Назианзина (Париж, 879–882 гг.), на которой изображён сидящий на троне Авраам с Лазарем (душой Лазаря) на коленях. В качестве изображения рая сцена «Лоно Авраамово» представлена в «Псалтири Барберини», она иллюстрирует текст Пс. 22 (третья четверть XI в.). Авраам (надпись по-гречески) в голубом хитоне и розовом гиматии восседает под деревьями на золотом троне, у него на коленях – детская фигурка (душа Лазаря), перстом левой руки он указывает вверх. Рай омывается потоком воды, изливающимся из кувшина. Причём донце кувшина изображено в устах расположенной справа полуобнажённой мужской фигурки в голубом препоясании (греческая надпись – «никогда»), символизирующей богача, оказавшегося после смерти в аду, где, мучаясь от нестерпимого жара, он тщетно просил Авраама прислать к нему Лазаря, чтобы тот омочил ему водой язык. В Ерминии иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) об иллюстрации заключительной части притчи о богаче и бедном Лазаре сказано: «…Богач горит в адском огне и говорит: отче Аврааме, помилуй мя. Напротив него в раю сидит Авраам, держа на лоне своем Лазаря, и отвечает ему: чадо, помяни яко приял еси благая в животе твоем». В композицию «Страшный Суд» «Лоно Авраамово» входит как элемент изображения рая, рядом с которым помещаются образы Божьей Матери на престоле и Благоразумного разбойника (пластина слоновой кости, X в., Музей Виктории и Альберта, Лондон).

 



 
PR-CY.ru