ЛИДДА

ЛИДДА, Лод, Диосполь, Георгиополь – город в Израиле, в 20 км к юго-востоку от Тель-Авива; древняя епархия Иерусалимской православной церкви, центр почитания великомученика Георгия Победоносца. Население Лидды составляет 71 тыс. человек (2012 г.), в настоящее время в Лидде проживают около 80% иудеев (евреев), 18,6% арабов-мусульман, 1,1% арабов-христиан. По археологическим данным, основание поселения датируется 5600–5250 гг. до н.э. В письменных источниках Лидда впервые упоминается в карнакской надписи эпохи египетского царя Тутмоса III (XV в. до н.э.). В Священном Писании отмечено, что город был построен Шемером (Шамедом) из колена Вениаминова (1 Пар. 8:12; 9:32; Ездр. 2:33; Неем. 7:37; 11:35). Уроженцы Лидды, Хадида и Она возвратились из плена Вавилонского вместе с 725 людьми (1 Ездр. 2:33) и снова заселили город (Неем. 11:35). В начале эпохи Cелевкидов (III – начало II в. до н.э.) Лидда входила в состав области Самария, но затем царь Деметрий I Сотер (187–150 гг. до н.э.) передал её Иудее под власть царя Ионафана (1 Макк. 11:34). В 43 г. до н.э. Гай Кассий, римский правитель Сирии, продал жителей Лидды в рабство, но через два года они были освобождены Марком Антонием. Во время первой Иудейской войны в 66 г. н.э. Лидда оказала заметное сопротивление римлянам, после чего была сожжена войсками проконсула Сирии Цестия Галла. В 68 г. город был занят Веспасианом. Вскоре Лидда была восстановлена и стала центром знаменитой еврейской школы, которую возглавляли мудрецы, или раввины. Во время второй Иудейской войны (115–117 гг. н.э.) римская армия осадила Лидду. Город защищали войска под предводительством Юлиана (Лилиана) и Паппа (иудейские имена Шамайя и Ахийя). Истощение населения было столь велико, что иудейский патриарх Гамалиил II (погиб во время осады) разрешил поститься даже во время Хануки (другие раввины осудили его за это). В еврейской традиции подробно описывается подвиг Юлиана и Паппа. Во времена императора Траяна (98–117 гг. н.э.) некий ребёнок из языческой семьи был найден в Лидде мёртвым. Вина за убийство была возложена на еврейское население, и в случае невыдачи виновника преступления римляне грозили убить всех евреев. Тогда Юлиан и Папп взяли вину на себя и были казнены. Источники передают их диалог с римским наместником Луцием Квинтом, который по стилю и отдельным фразам напоминает беседу Христа и Пилата (Вавилонский Талмуд). Далее описывается, как по приказу императора Адриана (117–138 гг.) Луций был предан жестокой казни. Антииудейский характер действий Луция, подчёркнутый в еврейских источниках, был связан с тем, что в это время наместник исполнял поручение императора Траяна подавить иудейское восстание в Вавилонии (в то время занятой римлянами). Луций действительно погиб в начале правления императора Адриана и, как полагают исследователи, был казнён по его приказу, но не в Лидде, а в Лаодикее.

 



 
PR-CY.ru