ЛЕСТАДИАНСТВО

ЛЕСТАДИАНСТВО – религиозное течение внутри Шведской Церкви; получило название по имени пастора Ларса Леви Лестадиуса (1800–1861 гг.). Ларс Леви Лестадиус родился на севере Швеции, в Норрботтене. После окончания Уппсальского университета был ординирован в пасторы и с 1825 г. стал церковным настоятелем в Каресуандо, в шведском Заполярье, населённом преимущественно саамами и финнами. В проповедях Ларс Леви Лестадиус критиковал пристрастие к алкоголю и другие пороки. Сначала он проповедовал на родном шведском языке, но уже через год – на южносаамском диалекте и финском языке. Его проповеди о трезвости, призывы к покаянию и исправлению оказывали положительное влияние на местное саамское население, которое находилось под угрозой вымирания: многие прихожане Ларса Леви Лестадиуса меняли образ жизни. Он стремился пробудить у паствы интерес к грамоте, культуре, призывал помогать бедным. Со временем проповеди Ларса Леви Лестадиуса, отражавшие влияние пиетизма, приобрели аскетические черты, а богослужения с коллективным покаянием в грехах содержали экстатические моменты. Постепенно его сторонники обособились от остальных прихожан Шведской Церкви. С 1849 г. Ларс Леви Лестадиус стал пробстом в Паяле (Норрботтен), где с 1853 г. по распоряжению епископа проводил по воскресеньям одну службу для своих последователей, а вторую – для остальных прихожан. Таким образом, лестадианство было признано Шведской Церковью в качестве внутрицерковного течения, которое с 1840 гг. распространялось в Северной Швеции, Финляндии, а вскоре и в США. После смерти Ларса Леви Лестадиуса, который имел также международную известность как ботаник, составивший карту лапландской флоры, лидером движения лестадианства стал Юхан Рааттамаа (1811–1899 гг.). В XIX в. появились тенденции к отделению общины лестадиан от церкви, но лидеры движения были против, мотивируя это тем, что в церкви сохраняется благодать. Общины лестадиан остались в лоне Шведской Церкви, хотя они значительно отличаются от остальных приходов.

 



 
PR-CY.ru