ЛЕОНТИЙ, Карпович Лонгин - Страница 5

На Фаворской горе Богочеловек, преображаясь, показал свойственную Ему славу Царя Небесного. Богородица в Своём Успении преобразилась в Царицу Небесную и прославилась как «после Бога бог». На горе Фаворской Христос показал ученикам путь духовного преображения христианина. Богородица являет воплощение такого преображения. Преображение Христа и Успение Пресвятой Богородицы созерцаются Леонтием как прообразы всеобщего преображения христиан. Богородица ассоциируется с Небесным Градом, Леонтий перечисляет пять «прерокгатив», которые символизируют в образе Богородицы Небесный Град и отличают Её от другого творения. В 1619 г. по приказу Сигизмунда III в Свято-Духов монастырь было привезено для погребения тело князя Василия Васильевича Голицына, который был одним из руководителей русского посольства к королю Сигизмунду III, был арестован и умер в плену. При отпевании 27 января Леонтий произнёс проповедь, вскоре опубликованную. Издание посвящено Александру Христофору Нарушевичу, земскому подскарбию, писарю и ловчему Великого княжества Литовского. Не имея сведений о жизни В.В. Голицына, проповедник отказался говорить о покойном князе и предложил присутствующим поблагодарить Бога за доброту короля. При жизни Леонтия не было опубликовано его послание к афонскому монаху «Честному священноинокови господину отцю Кирилу (Пафнутию, Елисею)» (январь 1619 г.; издано в 1894 г.). Исследователи полагают, что адресат письма – бывший иеромонах львовской обители святого Онуфрия, активный деятель православного возрождения в Великом княжестве Литовском; в 1614 г. во Львове он участвовал в издании «Книги о священстве» Иоанна Златоуста и, как полагают исследователи, вскоре отправился на Афон, где принял схиму с именем Кирилл. Леонтий упрекает Кирилла в понимании «молчальничества» как устранения от отстаивания правды. Леонтий пишет, что праведный человек должен возвышать свой голос для обличения грехов: «Безвременное... молчание добровольное есть мужебойство, которое молчачаго на души забияет и неперестереженным вечную згубу еднает». Леонтий пишет о необходимости сплотить силы в защите «своей бедно упалой Церкви», «потщиться и поспешить» в Вильно на помощь Церкви – «бедной Матки своей, на ратунок тебе, сына своего и рукоданного воина, взываючей а плачливе просячей», позже можно будет вернуться к скитскому житию. Исследователям известно также послание Леонтия к Львовскому братству от 21 января 1619 г. с сообщением о постройке каменного здания для виленской братской школы. При жизни Леонтия не была опубликована его проповедь «В неделю перед Рождеством Христовым наука» (изданой в 1908 г.). Леонтию принадлежит перевод на просту мову толкования Иоанна Златоуста на молитву «Отче наш» (не сохранился). В переводе Леонтия с его двумя предисловиями в 1620 г. в Вильно был издан сборник «Вертоград душевный, сиречь Собрание и сочинение молитв исповедательных и благодарственных, блаженной памяти иноком Фикарею Святогорцем». В одном из предисловий Леонтий говорит о своей близкой кончине: «Продолжит ли ми Господь непотребного живота, вещи во уме изображенные благодатию Его в дело привести, или иного кого на сей душеполезный труд подвигнуть... возможет... по исходе окаянныя моея души из... многострадального... грешного моего тела».



 
PR-CY.ru