ЛЕОНТИЙ, Карпович Лонгин - Страница 4

В 1615 г. в типографии князя Богдана Огинского в Евье (ныне Вевис, Литва) были опубликованы проповеди Леонтия: «Казанье двое»: одно на Преображение, другое на Успение, «которое мел отец Леонтий Карпович, архимандрит монастыря общежительного братского Виленского в церкви Сошествия Святаго и Животворящаго Духа, в року 1615, месяца августа 6 и 15 дня». Издание содержит посвящение княгине Анне Ходкевич Корецкой, которой автор выражает благодарность за щедрую помощь как ему лично, так и православной церкви. В проповеди на Преображение автор рассматривает не столько событие Преображения Господа, сколько преображение человеческой души, её переход от погружённости в мирские дела к богообщению. Внимание Леонтия сосредоточено на фигуре апостола Петра, который выступает как собирательный образ христианина, символ человека, стремящегося в Небесный Иерусалим. Леонтий представляет три скинии, которые хотел воздвигнуть апостол Пётр на Фаворской горе, как символы трёх степеней духовного совершенствования: «стан закона», «стан ласки» (благодати), «стан хвалы оное вечное» (блаженства) – и соответствующих им добродетелей: веры, надежды, любви. Троякую скинию символизирует «небесная ластовица, возлетевшая до третьяго небеси». Первый этап, сопоставляемый с восхождением Христа и апостолов на гору, предполагает нравственное воспитание человека, точное соблюдение им нравственных законов человеческого общества. Затем наступает «мысленное преображение», которое можно сопоставить с просветлением апостола Петра на Фаворе. «Мысленное преображение» может происходить «на высокой богомысльности горе, а или под час чистое и набожное молитвы и приобщения Пречистых и Животворящих Таин». Первый путь – размышление о Боге – не требует посредников; второй путь – «приобщение Пречистых Таин» – возможен только в «Церкви святое Восточное». Третий этап преображения человека наступит после всеобщего воскресения и Страшного Суда, который представлен не как всемирная катастрофа, но как долгожданное празднество возвращения «пелькгримов» и изгнанников на родину. Уподобляя христианина «жолнеру», а земную жизнь битве, автор рассуждает о трёх категориях «жолнеров», награды которым различаются в соответствии с уровнем подготовленности человека к обладанию духовными дарами. Леонтий также приводит три «почета» (категории) людей, не способных достичь вечного блаженства: те, кто ведут безнравственную жизнь; те, кто думают, что для спасения достаточно внешнего благочестия, «и Богу, и свету заровно догодити хотячи»; гордецы, считающие себя равными Богу в «богатстве и можности светской». Размышления о духовном восхождении содержатся также в проповеди на Успение Пресвятой Богородицы. Близость во времени праздников Преображения и Успения представляется проповеднику отражением их сотериологической взаимообусловленности. На Фаворской горе Богочеловек явил избранным апостолам Свою Божественную природу. Задолго до этого в утробе Пречистой Девы также произошло преображение: Бога в Богочеловека. На Фаворской горе явлено освящение Славой Божества человеческого тела. Освящение человеческого тела произошло также тогда, когда Бог вместился в девическую утробу и стал плотью.

 



 
PR-CY.ru