ЛУКРЕЦИЙ Тит Кар - Страница 4

В духе эпикурейского учения об атараксии он писал о необходимом «спокойствии духа» для человека, желающего быть истинно благочестивым. Это спокойствие предполагает признание невмешательства богов в людские дела и природу. Только при этом условии можно «с сердцем спокойным» входить «к святилищам божьим» и принимать «образы» («simulacra»), которые исходят от богов и «дают представление о божеском лике». В шестой книге величественный образ природы, нарисованный в других частях поэмы, омрачается описанием явлений, враждебных человеку; книга завершается мрачным изображением эпидемии чумы в Афинах, трагически оттеняющим оптимизм всей поэмы в целом. Вскоре после смерти Лукреция Кара поэма «О природе вещей» стала считаться классическим образцом философско-дидактической поэзии. Она повлияла на формирование мировоззрения молодого Вергилия и была известна многим представителям римских интеллектуальных кругов, однако значительной популярности не имела и упоминается в светской латинской литературе лишь эпизодически. В византийский период наибольшее число цитат и заимствований из поэмы Лукреция Кара исследователи встречают в «Сатурналиях» Макробия (V в.), по философским взглядам близкого к неоплатонизму. Свидетельства знакомства с некоторыми идеями Лукреция Кара исследователи обнаруживают в сочинениях латинских раннехристианских апологетов: Тертуллиана (II–III вв.), Арнобия Старшего и Лактанция (III–IV вв.). Свойственный им метод работы с поэмой Лукреция Кара исследователи характеризуют несколькими тенденциями: 1) у Лукреция Кара нередко заимствуются общие аргументы, направленные против языческого политеизма, религиозных обрядов и практик, суеверий и т.п.; 2) христианизируется положительный образ мудреца, у Лукреция Кара связанный с Эпикуром; в некоторых случаях восхваления Эпикура Лукреция Кара переносятся на Иисуса Христа, Который является образцом высшей мудрости и примером для подражания; 3) происходит отделение Лукреция Кара как поэта от Лукреция Кара как философа; философское учение Лукреция Кара отождествляется с учением Эпикура; все противоречащие христианскому вероучению элементы подвергаются жёсткой критике. Лактанций, отмечая, что Лукреций Кар намеревался бороться с суевериями, тут же добавляет, что Лукреций Кар не смог их преодолеть, поскольку «не сообщал ничего истинного»; наиболее внимательно Лактанций критиковал приводимые Лукрецием Каром доводы в пользу учения о смертности души. Сходные тенденции в отношении к эпикуреизму прослеживаются и у последующих представителей латинской патристики, однако подтверждения их непосредственного знакомства с поэмой Лукреция Кара в большинстве случаев отсутствуют. Особое внимание Лукрецию Кару уделил лишь Гиспальский епископ Исидор Севильский (VI–VII вв.), в сочинениях которого неоднократно цитируется и пересказывается поэма Лукреция Кара как источник сведений о природе. К IX в. исследователи относят появление двух наиболее ранних из сохранившихся рукописей поэмы «О природе вещей». По мнению исследователей, возрождение интереса к поэме Лукреция Кара было связано с активным освоением античного наследия представителями Каролингского возрождения. Первая рукопись, известная исследователям под названием «О» («Oblongus»), была завершена около 800 г. в придворной школе императора Карла Великого (800–814 гг.) в Ахене.

 



 
PR-CY.ru