ЛЕТОПИСАНИЕ - Страница 30

Первые памятники летописания на восточнославянских землях Великого княжества Литовского были составлены в XV в. на основе памятников летописания, создававшихся в Северо-Восточной Руси. В составе этих первых компиляций сохранился «Летописец», созданный в окружении Киевского  митрополита Фотия, содержащий сведения о его поездках на земли Великого княжества Литовского в 1412–1427 гг. В этих же компиляциях есть краткие известия о Киевском митрополите Герасиме. Создававшиеся в XVI в. на основе этих компиляций (с продолжением описания XVI в.) официальной летописи Великого княжества Литовского каких-либо известий, касавшихся жизни православного населения на землях княжества, не содержат. Только составленная, как полагают исследователи, в начале XVI в. «Волынская краткая летопись» содержит ряд известий о церковной жизни на Волыни и в Великом княжестве Литовском на рубеже XV и XVI вв., главным образом, связанных с возведением на Киевский митрополичий стол Макария (Чёрта), а затем Иосифа (Болгариновича). Положение стало меняться к концу XVI в., когда появился ряд местных летописей, составители которых уделяли внимание церковной жизни. Один из таких источников – «Баркулабовская летопись», написанная приходским священником городка Баркулабова в районе Могилёва. В ней есть известия о событиях местной церковной жизни и даже о реакции местных жителей на попытки введения нового календаря, на переход епископов в унию. Летопись содержит подробное описание работы православного Собора в Бресте 1596 г. Главный памятник украинского летописания – «Густынская летопись», созданная в 1620 гг. в окружении архимандрита Киево-Печерской лавры Захарии (Копыстенского). В этом летописном своде рассказывается о событиях, происходивших в Восточной Европе с древнейших времён до начала XVI в. Заканчивается летопись на известиях 1597 г.; по одной из гипотез, первая версия завершалась 1515 г. Её источниками были текст «Ипатьевской летописи», а также какая-то великорусская летопись (не раньше XVI в.), известия различных европейских и польских хроник. Летопись содержала подробный рассказ о Ферраро-Флорентийском Соборе (с православной точки зрения), а в конце к своду был присоединён обширный рассказ «О унии, како почася в Руской земле», который заканчивался сообщением об аресте протосинкелла Никифора. Памятником местного происхождения, описывающий монастырскую жизнь на Левобережье в первой половине XVII в., исследователи называют «Летописец Густынского монастыря», который включает уникальный рассказ о восстановлении православной иерархии в 1620–1621 гг. в Киевской митрополии. Фрагменты таких памятников местного происхождения входили в состав разного рода летописных компиляций. В одной из них сохранился летописный фрагмент с сообщениями о событиях церковной жизни Киева, в том числе о попытках принудить население принять унию после смерти князя Константна Константиновича Острожского в 1608 г. В «Острожском летописце» сохранились записи об основании православных обителей на Волыни в начале XVII в., о репрессиях, сопровождавших принуждение населения Острога к унии.

 



 
PR-CY.ru