ЛЮБЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО - Страница 12

Украинские деятели Холмщины считали, что заказчиками действий против епископа Антония (Марценко) были римско-католические священники, не желавшие присутствия православного архиерея в Хелме. В действительности, согласно отчётам польского управления безопасности, инициатором удаления епископа Антония (Марценко) был митрополит Дионисий (Валединский), которому Люблинский епископ мешал осуществлять финансовые махинации (Государственный архив Брестской области). Епископ Антоний (Марценко) не подчинился решению и остался в Хелме. Новый благочинный Хелмского округа протоиерей Стефан Грушко добился примирения епископа Антония (Марценко) с церковными властями, 30 июля 1928 г. Синод принял решение направить епископа Антония (Марценко) в Милецкий монастырь уже без запрета в священнослужении. Для успокоения верующих 19 мая 1928 г. митрополит Дионисий (Валединский) предоставил Иоанно-Богословскому храму в Хелме статус второго кафедрального собора Варшавской епархии (раньше такой статус имел Преображенский собор в Люблине). 3 апреля 1932 г. во епископа Люблинского был хиротонисан архимандрит Савва (Советов). Его ближайшим соратником стал настоятель люблинского Преображенского собора протоиерей Михаил Левицкий, силами которого было возобновлено Люблинское Преображенское братство. По инициативе епископа Саввы (Советова) 15 сентября 1934 г. открылась школа псаломщиков при Яблочинском монастыре, заведующим которой стал игумен Митрофан (Гутовский); в 1936 г. школу окончили 39 человек. В 1927–1932 гг. прошёл второй этап ревиндикации православных храмов в Люблинском воеводстве: больше сорока церквей из 168 были переданы Римско-католической церкви, 29 церквей сожжены, 68 разобраны (пик гонений был в 1929 г., когда были разрушены 26 церквей). Не меньше 90 церквей до вынесения окончательных решений по судебным процессам должны были оставаться закрытыми или опечатанными. 28 августа 1930 г. митрополит Дионисий (Валединский) совместно с украинскими послами польского сейма обратился с открытым письмом к правительству Польши, после чего антиправославная кампания была свёрнута. Третья волна борьбы с православием совпала по времени с проводившейся в 1937–1938 гг. «ревиндикацией душ», когда сотни украинцев Холмщины и Волыни были вынуждены перейти из православия в католичество. В 1937 г. три храма были переданы под костёлы. Апогеем борьбы с православием стала проведённая в мае-июле 1938 г. «ревиндикационно-ликвидационная акция», направленная на ликвидацию украинских православных центров. Как следует из переписки Люблинского воеводского управления с правительством Польши, суть акции состояла в создании условий для очищения Люблинского воеводства от нежелательных украинских элементов.

 



 
PR-CY.ru