ЛИТАНИЯ - Страница 7

Метрические литании для процессий, получившие впоследствии широкое распространение, были составлены в аббатстве Санкт-Галлен в конце IX – начале X вв. Ратпертом («Rex sanctorum angelorum», «Ardua spes mundi»), Гартманом («Humili prece») и Вальдрамом («Votis supplicibus»). Особой популярностью приватные литании пользовались в Ирландии, где имели хождение тексты не только на латинском, но и на ирландском языке. Они составлены в более свободной форме, чем континентальные, и посвящены не только всем святым, но и отдельно Святой Троице, Иисусу Христу, Деве Марии, архангелу Михаилу и др. Некоторые носят покаянный характер, целью других являются восхваление и прославление. После Реформации литании всем святым на национальных языках получили более широкое распространение (например, составленные Мартином Лютером (1529 г.), Томасом Кранмером (1544–1545 гг.), Николаусом Людвигом фон Цинцендорфом (1747 г.) и др.). C XII в. в Западной Европе распространяются литании в честь Девы Марии, подражающие Акафисту Пресвятой Богородице. Вместо имён святых в таких литаниях перечисляются хвалебные титулы («Дева дев», «Матерь Чистейшая», «Царица ангелов») и пророческие образы из Священного Писания, указывающие на Неё. Самую раннюю рукопись, содержащую Богородичную литанию, исследователи датируют концом XII в., она происходит из аббатства святого Марциала в Лиможе. Каноническую форму эта литания, получившая известность как Лоретанская (Litaniae Lauretanae), поскольку читалась в базилике Святого Дома (Санта-Каса) в Лорето (близ города Анкона), обрела в 1558 г. (исследователям полагают, что была составлена католическим святым Петром Канизием). Она была одобрена для всей католической церкви буллой папы Римского Сикста V (1585–1590 гг.) «Reddituri» (11 июля 1587 г.), а в 1601 г. папа Римский Климент VIII (1592–1605 гг.) конституцией «Sanctissimas» запретил публичное чтение без официального одобрения иных богородичных литаний, кроме Лоретанской. Декрет Конгрегации обрядов 2 августа 1631 г. запретил менять текст Лоретанской литании без разрешения Святого престола. Все изменения и дополнения, которые вносились в последующие века, были связаны с серьёзными нововведениями в католическом богословии или с событиями мирового значения (в частности, в 1675 г. было сделано дополнение о Розарии, в 1846 г. – о Непорочном Зачатии, в 1914–1917 гг. внесено моление о мире, в 1950 г. – о Взятии в небесную славу). До реформ второго Ватиканского Собора текст Лоретанской литании печатался в приложении к Бревиарию в составе чинопоследования праздника Непорочного Зачатия, а также в Процессионалах и Катехизисах. Её было принято читать по субботам после комплетория, во время богородичных торжеств, в чине Поклонения сорока часов. Ораторианцы включили эту литанию в свои духовные упражнения. В соборе Сан-Марко в Венеции её пели перед иконой Пресвятой Богородицы. Кроме Лоретанской официальное одобрение получили типологически сходные литании Святого Имени Иисуса (1886 г.), Святого Сердца (1899 г.), святого Иосифа Обручника (1909 г.) и Драгоценной Крови Иисуса (1960 г.).



 
PR-CY.ru