ЛИТАНИЯ

ЛИТАНИЯ (лат. litania – прошение) – в католическом богослужении молитва (или небольшое чинопоследование), состоящая из обращений к Иисусу Христу, Пресвятой Деве и святым, чередующихся с молитвенными прошениями (часто покаянного характера). Литанией также называются процессии, которые сопровождаются подобными молениями, и несколько особых дней в течение церковного года, когда эти процессии совершались в обязательном порядке (до реформ второго Ватиканского Собора). В православной традиции литании соответствуют некоторые типы ектении, лития, молебен. Отдельные виды литании по своему происхождению связаны с жанром акафиста. К литании в широком смысле слова относят все многократно повторяющиеся краткие молитвы и молитвы с рефренами (респонсориями) (preces, deprecationes), прежде всего, «Kyrie» (например, в «Уставе Бенедикта»: «supplicatio litaniae, id est Kyrie eleison»). Такие молитвы известны исследователям во всех западных литургических традициях, начиная, по крайней мере, с V в. В римском обряде существовали диаконские ектении с рефреном «Kyrie eleison» и молитвы верных («Orationes sollemnes») (с начальным возгласом: «Dicamus omnes»). По мнению исследователей, при папе Римском Геласии I в состав мессы после чтения Евангелия была включена новая редакция литания – так называемый Deprecatio Gelasii с рефренами: «Domine exaudi et miserere» и «Praesta, Domine, praesta». При папе Римском Григории I Великом это моление было заменено пением «Kyrie». Существование «preces», возглашаемых диаконом, в галликанской традиции подразумевается в третьм правиле второго Вазионского собора (529 г.), которое дополняет их пением «Kyrie eleison» по римскому образцу. Такого же типа молитва в амвросианском обряде возглашалась в период Великого поста в начале мессы (инципит «Divinae pacis», рефрен «Domine miserere»). К особому типу исследователи относят рифмованные «preces» с рефренами, исполнявшиеся во время Великого поста в испано-мосарабской традиции, которые ближе к жанру «Improperia» или секвенции. Термин «litania» по отношению к религиозной процессии используется с конца IV в. В «Этимологиях» святого Исидора Гиспальского указано, что слово «litania» имеет греческое происхождение, и что его латинский перевод – «Rogationes». «Rogationes» называли молебные шествия, установленные святым Мамертом, епископом Вьенны (ум. около 475 г.), в связи с тем, что народ боялся знамений – подземных толчков, диких животных, заходивших в город, удара молнии, от которой загорелся королевский дворец, и т.п. Валафрид Страбон считал, что литания была установлена из-за землетрясения и нападений диких животных, а по версии Регинона Прюмского, жители из-за своих грехов страдали от нападений волков. По мнению исследователей, «Rogationes» сменили принесённый в Галлию из Рима ещё в период ранней римской империи языческий аграрный праздник Амбарвалии (обход полей), во время которого были шествия и обряды очищения (в том числе символическое освящение/восстановление священных границ). Христианские «Rogationes», дополнявшиеся постом и раздачей милостыни, совершались в течение трёх дней перед праздником Вознесения Господня.

 



 
PR-CY.ru