ЛИВАН, Ливанская Республика - Страница 10

Участники первого Крестового похода двигались на Палестину, оставляя в стороне ливанские города; только Арку (близ Триполи) с февраля по май 1099 г. осаждали войска Раймунда Тулузского. После взятия Святого града (июль 1099 г.) главными задачами Иерусалимского королевства стали создание коридора к морю и овладение максимально протяжённым участком побережья. Это позволило бы обеспечить прочные связи с Европой и постоянный приток паломников, колонистов и военных контингентов. Борьба за прибрежные крепости, остававшиеся под контролем Фатимидов, долгие годы шла с переменным успехом. При поддержке флотов итальянских городов король Балдуин I в 1110 г. овладел Бейрутом и Сайдой. В 1102 г. в Северном Ливане Раймунд Тулузский во главе небольшой армии провансальских рыцарей начал борьбу за создание собственного государства. Он овладел Тортозой, Джубайлем и несколько лет осаждал Триполи. В конце 1103 г. Раймунд Тулузский основал свою резиденцию, замок Мон-Пелерен (Сен-Жиль), в нескольких километрах к востоку от Триполи. Это позволило ему блокировать город с суши. Бану Аммар владели большим флотом, который снабжал Триполи припасами, однако по мере того как генуэзские корабли усиливали блокаду с моря, в городе начался голод. Триполи не спасла даже добровольная сдача его Фатимидам (1108 г.). Египетский флот не успел оказать должной помощи осаждённым, и в июле 1109 г. город капитулировал. В Северном Ливане было образовано графство Триполи, управлявшееся провансальскими наследниками Раймунда Тулузского в союзе с генуэзцами и состоявшее в вассальной зависимости от Иерусалимского королевства. Совместными усилиями иерусалимских баронов, графа Триполи и венецианского флота был взят Сур (июль 1124 г.), который полгода обороняло объединённое войско Фатимидов и атабека Дамаска. Власть крестоносцев распространялась на северную часть Ливанского хребта, заселённую христианами. Крестьянское население попало в феодальную зависимость от франкских баронов; наряду с этим деревенская верхушка образовала привилегированное сословие раисов, подобное европейскому дворянству, но стоявшее на более низкой ступени социальной иерархии. С самого начала Крестовых походов многие марониты выступили на стороне европейских рыцарей и участвовали в военных операциях крестоносцев в составе вспомогательных отрядов. Позднейшие маронитские сказания сохранили память о христианских вождях-мукаддимах, правивших в горах Джубайля и Кесруана в качестве вассалов или союзников триполийских графов и крестоносных владетелей Джубайля. Католическая церковь настойчиво стремилась обратить маронитов в свою веру. По свидетельству Вильгельма Тирского, в 1182 г. около 50 тыс. маронитов во главе с патриархом и несколькими епископами отреклись от монофелитской ереси и изъявили готовность принять римское вероучение. Но фактически марониты ещё несколько веков продолжали сохранять традиционную догматику и обрядность, подчинение общины Римскому престолу оставалось чисто внешним. Мозаичность маронитского общества, представлявшего собой фактически конфедерацию племён, населявших изолированные долины и плато, предопределила разное отношение местных христиан к крестоносцам.

 



 
PR-CY.ru