ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ, Лионские - Страница 5

Однако Шарль Пьетри (1932–1991 гг.) поставил под сомнение гипотезу о восточном происхождении Лугдунской церкви. По его мнению, христианские проповедники, скорее всего, приезжали в Галлию из Рима. Письма Лугдунских мучеников, как и «Послание» об их подвиге, были адресованы не только христианам Малой Азии, но и епископу Рима (впоследствии Ириней Лионский поддерживал тесные отношения с Римской церковью). По свидетельству Евсевия Кесарийского, Ириней Лионский отправился в Рим, чтобы передать епископу (папе) Елевферию письмо Лугдунских мучеников о примирении христиан; подобное письмо было адресовано христианам Малой Азии. Евсевий Кесарийский утверждает, что Лугдунские мученики дали верную оценку учению Монтана, которое получило распространение во Фригии и соседних регионах при императорах Антонине Пии (138–161 гг.) или Марке Аврелии (161–180 гг.). Из контекста исследователи сделали вывод, что галльские христиане осудили монтанизм, хотя Евсевий Кесарийский прямо об этом не писал. Однако в «Послании Лугдунской церкви» исследователи видят влияние идей, близких учению монтанистов (среди них – важность харизматического служения, присутствие Святого Духа (Параклета, Утешителя) в праведных христианах; в тексте говорится о постоянном общении мучеников с Богом, о присущем им пророческом даре, о власти исповедников «вязать и решить»). В Послании упоминается об откровениях, которые получали Лугдунские мученики, о суровой аскезе Алкивиада и о том, что Бландина, привязанная к столбу, стала образом распятого Христа. Однако галльские христиане, по мнению исследователей, не разделяли стремление монтанистов к добровольному мученичеству. Многие исследователи полагают, что Лугдунские мученики находились под влиянием идей, заимствованных из Малой Азии, которые были положены в основу учения Монтана, однако галльские христиане выступали против ригоризма и не были готовы порвать с церковью, подобно монтанистам. Позицию галльских христиан исследователи сопоставляют с мнением Иринея Лионского, который, по мнению исследователей, был недостаточно знаком с монтанизмом и воздерживался от осуждения его сторонников, тем более что разделял некоторые идеи монтанистов (например, о важности пророческой харизмы как дара Святого Духа). По мнению исследователей, Евсевий Кесарийский тенденциозно истолковал письма Лугдунских мучеников, которые в действительности не содержали критики монтанизма. Уильям Френд считал, что в «Послании Лугдунской церкви» есть следы влияния иудеохристианства (заявление мученицы Библиды о том, что христиане не вкушали кровь животных; сопоставление мучеников с Маккавеями; ср. слова Иринея Лионского о церкви как об «истинной синагоге»).

 



 
PR-CY.ru