ЛАЗАРЬ - Страница 2

В 856 г. по поручению императора Михаила III и патриарха Игнатия Лазарь отправился в Рим, чтобы преподнести дары новоизбранному папе Бенедикту III (855–858 гг.) и обсудить с ним способы восстановления мира между церквами. Святой скончался около 857 г., во время возвращения из второго путешествия в Рим, и был похоронен в монастыре Евандра в Галате близ Константинполя. В запалдные церковные календари память Лазаря была внесена в 1580 гг. кардиналом Цезарем Баронием под 23 февраля. Изображения Лазаря исследователи встречают в иллюстрированных исторических сочинениях. Например, в мадридской рукописи «Хроники» Иоанна Скилицы ему посвящены четыре композиции (XII в.): беседа Лазаря с императором Феофилом; пытка Лазаря через прикладывание раскалённых пластин к ладоням и Лазарь в тюрьме; Лазарь пишет икону в монастыре св. Иоанна Предтечи; Лазарь и императрица Феодора (изображение находится рядом с сообщением о восстановлении образа Спасителя над воротами Халки). Лазарь представлен в монашеском облачении, седым, с короткой бородой. Исследователи отмечают, что в зрелом Средневековье иконография Лазаря неустойчива. В нартексе Печи Патриаршей в цикле минология он изображён под 17 ноября с подписью «живописец»; облачён в крещатые ризы, по мнению исследователей, ошибочно соотнесён с праведным Лазарем, епископом Китийским. Фигуру Лазаря с подписью «изограф» исследователи встречают в монументальных росписях Афона: в цикле минология на ноябрь на южной стене в юго-восточной каморе трапезы Великой Лавры (вторая четверть XVI в., запись XIX в.) и в кафоликоне той же обители, в парекклисионе Николая Чудотворца (1559/1560 г.), где образ Лазаря соседствует с образом апостола Луки, также почитаемого как иконописца и покровителя этого вида искусства. В «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) о Лазаре сказано: «Плешивый старец с длинною бородою, скончался после того как сожгли ему руки раскалённым железом». По сведениям русских лицевых подлинников сводной редакции (XVIII в.; под 17 ноября): «Подобием рус, брада аки Тихона чудотворца, власы с ушей, ризы преподобническия, и патрахиль, в руках образ Пресвятыя Богородицы с Превечным младенцем Иисус Христом. Сей живописательное художество извык и святительский чин восприем». Марфа Вячеславовна Щепкина, изучая миниатюры «Хлудовской Псалтири» (Исторический музей, середина IX в.), прежде всего, «полемические», связанные с историческими личностями эпохи иконоборчества первой половины IX в. в Византии, атрибутировала их как произведения иконописца Лазаря, которые он создавал в заключении; она также приписала Лазарю миниатюры ещё одной лицевой «Псалтири» того же времени. Современные исследования в области палеографии, кодикологии и иллюминации лицевых «Псалтирей» этого круга данную атрибуцию не поддерживают.



 
PR-CY.ru