ЛАЗАРЬ

ЛАЗАРЬ (ум. около 857 г.) – иконописец, преподобный (память 17 ноября). Сведения о Лазаре содержатся у византийских хронистов Продолжателя Феофана (X в.) и Георгия Кедрина (рубеж XI и XII вв.), а также в византийских «Синаксарях». Исследователи полагают, что Лазарь был хазар по происхождению, как упомянуто в «Liber Pontificalis». Он жил в Константинополе при императоре-иконоборце Феофиле (829–842 гг.). С детства избрав монашескую жизнь, Лазарь отверг мирскую суету, пребывал в нищете, строгости и воздержании, усердно занимаясь делами милосердия. За свои добродетели Лзарь был удостоен священнического сана. Кроме того, он был известным иконописцем. Император решил принудить Лазаря под страхом смертной казни осквернить иконы. Несмотря на пытки, иеромонах не подчинился воле Феофила и многократно обличал правителя. Лазарь был брошен в темницу, где продолжал писать иконы. За это ему жгли ладони металлическими пластинами. По ходатайству императрицы Феодоры иконописец был отпущен и укрылся в монастыре Иоанна Предтечи «ту Фоверу». Там он написал образ небесного покровителя обители – святого Иоанна Крестителя (впоследствии от образа было множество исцелений). После кончины императора Феофила и восстановления иконопочитания (843 г.) по приказу императрицы Феодоры Лазарь воссоздал уничтоженную иконоборцами при императоре Льве III Исавре икону Христа «Халкитиса» над Бронзовыми воротами (Халки), служившими входом в Большой дворец в Константинополе. Сведения о Лазаре оставил и русский паломник Антоний Новгородец, посетивший Константинополь около 1200 г.: «...Писец иконный; той бо первое написал во святой Софии во Царьграде во олтари святую Богородицю, держащю Христа и 2 аггела». Речь идёт о работах по воссозданию уничтоженных иконоборцами мозаик в апсиде собора Святой Софии Константинопольской: 867 г. исследователи датируют мозаики в конхе с изображением Богородицы с Младенцем, сидящей на престоле, и в своде вимы – архангелы (сохранилась фигура архангела Гавриила). Мозаики исследователи считают образцом столичного искусства, представляющего классическое направление в византийской живописи, основанное на эллинистических традициях. Лазарь, в совершенстве владея художественными средствами, создал торжественный и одухотворёный образ Богородицы – небесного видения, доступного зрению молящегося. Искусное выполнение мозаики с учётом оптических свойств цветового восприятия свидетельствует о непрерывности живописной традиции даже в период иконоборчества.

 



 
PR-CY.ru