ЛАТЕРАНСКИЙ КОМПЛЕКС - Страница 6

Это – первый известный исследователям в истории христианского искусства пример совмещения изображений евангелистов с их именами и символами. Прямоугольная в плане капелла Сан-Джованни-Эванджелиста (San Giovanni Evangelista), посвящённая апостолу Иоанну Богослову, единственная сохранила первоначальную мозаичную декорацию свода V в. На золотом фоне в центре помещён образ апокалиптического Агнца. Он заключён в раму-венок, сплетённый из растений и плодов, символизирующих четыре времени года. Вертикальные и диагональные полосы орнамента делят свод на восемь сегментов; визуально они служат опорами для центрального медальона. В каждом сегменте свода помещено изображение пары птиц (утки, попугаи, голуби, куропатки) по сторонам наполненных фруктами высоких ваз. В люнете северо-восточной стены, по сторонам окон, на золотом фоне представлены изящные витые канделябры. Все элементы мозаичного декора капеллы (медальон с символическим образом Христа, ленты с растительным орнаментом, изображения фруктов, птиц) имели широкое распространение в позднеантичном и раннехристианском искусстве; они находят параллели в произведениях монументальной живописи (росписи катакомб, мозаики) и пластики IV–V вв. Капелла Сан-Венанцио (San Venanzio), посвящённая священномученику Венанцию, была возведена в понтификат Иоанна IV (640–642 гг.), закончена и украшена при папе Феодоре (642–649 гг.). Посвящение капеллы епископу Далмации связано с происхождением Иоанна из этого региона и перенесением им реликвий двух святых, священномученика Венанция Далматинского и священномученика Домния, епископа Салоны, в Рим. Мозаики VII в. (частично отреставрированы) находятся на предалтарной арке и в апсиде. Иконографическая тема декорации восходит к теофаническим видениям и сцене «Вознесение». В конхе в окружении цветных облаков на золотом фоне – образы благословляющего Христа Пантократора и двух архангелов (все представлены погрудно), ниже – ростовые фигуры Божьей Матери (в центре, в позе Оранты), апостолов Петра и Павла, святого Иоанна Крестителя и апостола Иоанна Богослова, епископов Венанция и Домния, донаторов папы Иоанна IV (справа, с Евангелием в покровенных руках) и папы Феодора (слева, с моделью храма в руках). На триумфальной арке фронтально в рост изображены святые, особо чтимые в Далмации и Истрии: справа – епископ Мавр, диакон Септимий, мученики Антиохиан и Гаиан, слева – мученики Анастасий, Астерий, Телий и Павлиниан. Сверху над ними – два священных града – Иерусалим и Вифлеем, символы евангелистов в виде крылатых существ. Эти иконографические темы исследователи традиционно встречают в римских мозаиках начиная с V в. (базилики Санта-Пуденциана, 402–417 гг., и Санта-Мария-Маджоре, 432–440 гг.). Латеранский папский дворец (патриархат), с IV в. до начала XIV в. служивший резиденцией Римских пап и являвшийся местом проведения Латеранских соборов, был разобран в 1585 г. Вместо него в 1589 г. архитектор Доменико Фонтана построил дворец по образцу римского Палаццо-Фарнезе (ныне в нём расположен филиал Исторического музея Ватикана).

 



 
PR-CY.ru