ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР, первый - Страница 4

Исследователям неясна аутентичность канонов, накладывавших ограничения на пастырскую деятельность монахов и аббатов (канон 16) и закреплявших исключительно за епископами право назначения приходских священников (канон 18). Из источников исследователям известно, что на первом Латеранском соборе обсуждались и другие вопросы. Был подтверждён статус кафедры Гамбурга и Бремена как митрополии всей Скандинавии, в знак чего архиепископ Адальберон (1123–1148 гг.) получил от папы Калликста II паллий; как суффраган архиепископа Гамбургского и Бременского был рукоположён Сивард, епископ Уппсалы (1123–1130 или 1133 гг.). Как полагают исследователи, этим решением Калликст II стремился укрепить дружеские отношения с императором Генрихом V, ставленником которого был архиепископ Адальберон. По прошению другого приближённого императора, Констанцского епископа Ульриха (1111–1127 гг.), была совершена канонизация одного из его предшественников на кафедре, епископа Конрада (934–975 гг.). Первый Латеранский собор стал местом разрешения нескольких споров о церковной юрисдикции. Так, для рассмотрения тяжбы между епископами Генуи и Пизы о юрисдикции над Корсикой была образована (как полагают исследователи, уже после формального завершения Собора) комиссия из 24 архиепископов и епископов. Также на Соборе рассматривались претензии архиепископов Равенны на юрисдикцию над Феррарой, тяжбы между епископами Сиены и Ареццо; а также аббатами монастырей Святого Креста и святого Макария в Бордо. Постановления первого Латеранского собора получили распространение в различных частях Европы благодаря состоявшимся в последующие годы провинциальным Соборам: в Вестминстере (1125, 1127 гг.), Бурже, Шартре, Клермоне, Бове, во Вьене, в Безансоне (все – в 1125 г.), Руане (1126 г.), Нанте (1127 г.), Аррасе и Труа (оба – 1128 г.), Шалоне и Париже (оба – в 1129 г.), Барселоне (1126 г.) и Паленсии (1129 г.). Однако ни в одном случае речь не шла о точном воспроизведении канонов первого Латеранского собора в полном объёме, скорее, как полагают исследователи, имела место адаптация основных соборных решений к местным условиям. 14 канонов первого Латеранского собора имеют параллели в тексте «Декрета» Грациана, однако во всех случаях они приводятся не как решения первого Латеранского собора, а как постановления папы Римского Калликста II или (в четырёх случаях) папы Урбана II (1088–1099 гг.). Учитывая, что многие из канонов первого Латеранского собора представляли собой повторения более ранних соборных постановлений, Грациан, как полагают исследователи, использовал каноны других Соборов. Нет свидетельств, что первоначально первый Латеранский собор по своему статусу был выше других Соборов этого времени. В источниках XIII в. «первым Латеранским Собором» чаще всего называли Собор 1179 г., по современной нумерации –  третий Латеранский собор. Лишь во второй половине XVI в. в связи со спорами о статусе Тридентского собора (1545–1563 гг.) и его решений ряд католических исследователей и полемистов обратились к истории Соборов и начали составлять их ретроспективные перечни. Впервые первый Латеранский собор как IX Вселенский собор католической церкви обозначил французский эрудит Арно де Понтак, епископ Базаса (ум. в 1605 г.), в составленном им списке Соборов в сочинении «Хронография» (Париж, 1567 г.). Его перечень получил известность, был догматически обоснован и введён в католическую историографию благодаря сочинениям иезуитов Роберта Беллармина и Антонио Поссевино. В соответствии с решениями Тридентского собора в 1595 г. в Риме была создана Конгрегация по изданию актов Соборов (Congregatio super editione concilorum generalium), силами которой в 1608–1612 гг. увидело свет собрание материалов Соборов (в том числе и первого Латеранского собора), признаваемых вселенскими Соборами Римско-католической церковью.



 
PR-CY.ru