ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР 649 г. - Страница 12

Правила 17–20 определяют лежавшее в основе соборных рассуждений должное отношение к Священному Преданию, которое обладает безусловным авторитетом и принимается во всей полноте, откуда вытекает полное отвержение учений еретиков. Правило 17 осуждает всякого, кто «не исповедует… всё переданное и проповеданное святой Божией кафолической и апостольской Церковью, как самими святыми отцами, так и признанными пятью Вселенскими Соборами до единой черты на словах и в мысли». Пространное правило 18 осуждает тех, кто «не отвергают и не анафематствуют душой и устами всех злоименных еретиков, которых отвергает и анафематствует со всеми их писаниями до единой черты святая Божия кафолическая и апостольская Церковь, или, что то же самое, пять святых Вселенских Соборов и все единомышленные одобренные святые отцы Церкви». Перечисляются еретики: Савеллий, Арий, Евномий, Македоний, Аполлинарий и его ученик Полемон, монофизиты (Евтихий, Диоскор, Тимофей II Элур, Севир, Феодосий, Коллут), Павел Самосатский, несториане (Феодор Мопсуестийский, Несторий, Феодул), Ориген и оригенисты (Ддим Слепец и Евагрий Понтийский), «или, проще говоря, все другие осуждённые и отвергнутые кафолической Церковью еретики». К ним добавляются «единомышленные» им монофелиты: Феодор Фаранский, Кир Александрийский, Сергий Константинопольский, «его преемники» Пирр и Павел, а также «Эктесис» и «Типос», равно как и все их последователи. Наложенные ими на православных прещения объявляются ничтожными. Правило 19 осуждает тех, кто, принимая еретические мнения, объявляют их тождественными учению отцов и Вселенских соборов «к обману простодушных и допущению своего скверного зловерия». Правило 20 объявляет, что всякий, кто «дерзостно измышляет новшества и другую веру» и в той или иной форме действует против «святоотеческих и соборных проповеданий» церкви, если пребудет до конца нераскаянным, – подлежит осуждению «на веки вечные». Правила заканчиваются «христологически-экклезиологическим гимном», провозглашающим, что постановлениями Латеранского собора 649 г. «плевелы» ереси сожжены «огнём канонического приговора, вынесенного апостольским авторитетом», а «пшеница» правой веры собрана в «житницу» (Мф. 13:30), т.е. в церковь, свободную от «еретического новшества», и утверждаемую Христом, Которому воздаётся славословие «с Отцом и Святым Духом». Акты были заключены подписями папы Мартина и 105 епископов. Несколько позже к ним присоединились Иоанн, епископ Медиолана, и Маллиодор, епископ Тортоны (оба относились к Ломбардскому королевству), а также Иустин (Юстиниан), епископ Каралы (преемник Деусдедита). Организаторы Латеранского собора 649 г. имели намерение как можно шире распространить его постановления. «Окружное послание» обращено «ко всем епископам, пресвитерам, диаконам, игуменам монастырей, подвизающимся монахам и всей благочестивой полноте кафолической Церкви» и увещает письменно подтвердить учение отцов и анафематствовать новых ересеархов, «нечестивый «Эктесис» и нечестивейший «Типос»» и их сторонников. В обоснование авторитетности Латеранского собора 649 г. подчёркивается, что он достиг своих постановлений с опорой на авторитет Священное Предания, в точности принятого от предшествующих отцов и Соборов, при скрупулёзном изучении святоотеческих текстов и тщательном сравнении их с писаниями еретиков, дабы всем показать «отличие света от тьмы, то есть святоотеческой истины от еретического злочестия». Вместе с актами было направлено послание императору Константу II.

 



 
PR-CY.ru