ЛЖИЦА - Страница 4

В старообрядческой практике причастники-миряне сначала получают в лжице часть Тела Христова, а затем вновь в лжице им подают несколько капель Крови Христовой. Для причащения духовенства в современной православной практике лжица обычно не используется, хотя, например, на Афоне исследователи встречают обычай причащать неслуживших священников и диаконов вместе с мирянами с помощью лжицы. Однако первоначально лжица вполне могла использоваться при причащении не мирян, а именно духовенства – как для принятия Тела и Крови Христовых вместе, так и для принятия только Крови Христовой. В частности, Ульрих фон Рихенталь, автор хроники Констанцского собора (1414–1418 гг.), описывая православную литургию, совершённую в присутствии Киевского митрополита Григория Цамблака, удивлённо сообщает, что православные священнослужители, причащаясь, не подносили к устам святой потир, имевший большие размеры, но отпивали из него с помощью лжицы. В богослужении нехалкидонитов лжица также не всегда связана с причащением мирян: у коптов и эфиопов и духовенство и миряне причащаются Тела и Крови Христовых раздельно, но при этом и священнослужители, и миряне принимают Святую Кровь с помощью лжицы. У сиро-яковитов лжица применяется только для причащения Святой Крови священнослужителями, тогда как мирянам омоченные в Святой Крови частицы Тела Христова подаются без лжицы. В восточно-сирийской традиции лжица обычно не употребляется, но может применяться для причащения детей. В православной традиции лжица помимо причащения используется при потреблении Святых Даров диаконом или священником в конце литургии с учётом того, что православный чин литургии после причащения мирян предписывает помещать в чашу абсолютно все частицы, включая поминальные; потребить (проглотить без остатка) Святые Дары без использования лжицы невозможно, после этого лжица омывается водой. Лжица также необходима, когда Святые Дары заготовляют впрок. Согласно Служебнику, при приготовлении преждеосвящённого Агнца священник должен после его освящения изобразить на нём крест с помощью лжицы, омоченной в Святой Крови (на практике Агнца, как правило, вместо этого обильно напояют Святой Кровью, часто также с помощью лжицы). В русской практике совершения «Литургии Преждеосвящённых Даров» лжица вместе с копием используется и при поставлении преждеосвящённого Агнца на дискос в начале службы – чтобы не касаться Его руками. Ещё с помощью лжицы напояют Святой Кровью частицы запасных Святых Даров, заготовляемые для причащения больных и умирающих. В православной традиции лжица считается неотъемлемой частью так называемого евхаристического набора – комплекта священных сосудов для совершения евхаристии. В частности, прежде чем начать проскомидию, священник должен подготовить все эти сосуды и прочитать тропарь Великой пятницы. Согласно русской традиции, во время чтения этого тропаря священник поочерёдно целует каждый из священных сосудов, так что на лжицу приходятся заключительные слова. Затем в ходе литургии лжица вместе с копием перекладывается на святой престол. При соборном совершении литургии в ходе торжественной процессии великого входа лжицу и копие один из священников может перенести с жертвенника на святой престол, где они могут быть положены с двух сторон креста, символизируя тем самым копьё сотника Лонгина и губку с уксусом, которую воины поднесли к устам распятого Христа (Ин. 19:30, 34).



 
PR-CY.ru