ЛЖИЦА - Страница 3

В списке инвентаря церковной утвари храма Святой Софии, составленном в 1396 г., упоминается «одна лжица для мира», т.е. для размешивания святого мира в чине мироварения либо для зачерпывания святого мира для таинства миропомазания. На Западе, где употребление лжицы для причащения не засвидетельствовано (хотя её роль, как полагают исследователи, в определённый момент играла фистула – трубочка для принятия Святой Крови), ложки могли использовать для вложения фимиама в кадило либо для доливания воды в евхаристическое вино, что также встречалось и на Востоке. В популярной православной литературе распространено мнение, что практика причащать мирян с помощью лжицы была установлена Иоанном Златоустом после случая с женщиной, исповедовавшей ересь Македония и обманом пытавшейся воздержаться от причащения в православном храме, в результате чего частица Тела Христова превратилась в камень. Это событие описано в источниках, однако в древности с появлением лжицы его никто не связывал. Исследователи полагают, что появление лжицы и этот случай впервые увязал униатский священник Пётр Аркудий (1563–1633 гг.), который в сочинении «Семь книг о согласии Восточной и Западной Церквей в совершении семи таинств» пересказывает текст Никифора Каллиста Ксанфопула и предполагает следующее: «Возможно, из этого факта (с причащением женщины-македонианки) и возник обычай греков… причащать весь народ под двумя видами, каковые смешиваются и раздаются с помощью лжицы». Это сочинение получило большую известность, а в ещё более знаменитом тексте «Евхология» Жака Гоара (1601–1653 гг.) уже прямо говорится об «изобретении» лжицы Иоанном Златоустом со ссылкой на предположение Петра Аркудия и «подтверждение» близкого к униатам православного церковного деятеля Паисия Лигарида (ум. в 1678 г.). Сочинения Петра Аркудия и Жака Гоара оказали большое влияние на киевских и московских богословов второй половины XVII в.; исследователи предполагают, что именно на них опирался Димитрий Ростовский (ум. в 1709 г.) в комментарии к «Житию преподобной Феоктисты» от 9 ноября, где он также увязал появление лжицы с именем Иоанна Златоуста и привёл ту же ссылку на Никифора Каллиста Ксанфопула, что и Пётр Аркудий. Популярность Четьих Миней Димитрия Ростовского обеспечила широкое распространение мнения о том, что лжица была изобретена Иоанном Златоустом, это мнение ещё больше утвердилось в связи с тем, что его имя носит самая известная православная литургия. Обычай причащения с помощью лжицы до VII в. в источниках не засвидетельствован, а первые упоминания VII–IX вв. сохранились об использовании «ложек» при причащении священников, а не мирян. Только к XII в. (как было отмечено) лжица начинает регулярно упоминаться в византийских богослужебных книгах, и даже тогда в некоторых местах причащение мирян ещё совершали без её использования. Таким образом, практика причащать мирян с помощью лжицы входила в византийский богослужебный обиход постепенно и окончательно утвердилась только к XIII в. Согласно современной православной традиции, после завершения причащения служащего духовенства части Тела Христова помещают в святой потир и оттуда, уже напоенные Кровью Христовой, подают причастникам-мирянам с помощью лжицы. В случае причащения младенцев или больных, которые не в состоянии проглотить частицу Тела Христова, им лжицей вливают в уста несколько капель Святой Крови.

 



 
PR-CY.ru