Словарь по христианству К КИР

КИР

КИР – Александрийский патриарх, монофелит (630/631 – 642/644 гг.), последний византийский префект Египта. Принимал выдающееся участие в осуществлении планов византийского императора Ираклия I (610–641 гг.), стремившегося к достижению унии между монофизитами и православной церковью. В арабских источниках он обычно фигурирует под именем Мукаукиса (или Мукаукаса). С 620 г. был епископом Фасиса в Колхиде, на берегу Чёрного моря, в области лазов, когда 626 г., император, возвращаясь с успешного похода против персов, советовался с ним о плане для привлечения монофизитов Египта обратно в официальную церковь и поддержке империи. Монофелитские идеи о единой воле Христа уже с осторожностью распространял Константинопольский патриарх Сергий I (610–638 гг.). Заимствованная из писаний Дионисия Ареопагита формула «одно богомужнее действование», которую император намеревался положить в основу унии, сначала показалась Киру неприемлемой. Император советовал ему по поводу этих вопросов списаться с патриархом Сергием I, который сам не только не вводил это выражение, но и не подавал вида, что запрещает его, предполагая, как несомненное, что единство воли есть то же, что единство действующего. Таким образом, действование, по мнению Сергия I, связано не с понятием природы, а с понятием ипостаси. Кир обратился к патриарху за советом. Сергий I, оставаясь как бы в стороне (унию устраивает император), в своём ответе старался окончательно утвердить Кира в монофелитских идеях, какие ему уже внушил император. Кир склонился к тому, что одобрил декрет императора Кипрскому архиепископу Аркадию и письмо патриарха Сергия I тому же Аркадию (документы, в которых запрещалось говорить о двух действиях в Иисусе Христе после соединения двух природ). В благодарность за такое усердие Кир получил патриарший престол в Александрии, который был ему предложен после смерти Георгия I (621–630 гг.), и энергично принялся за осуществление программы императора. Соединяя в своих руках светскую и духовную власть, он поставил своей задачей устроить унию между египетскими монофизитами и византийской официальной церковью. Компромисс был охотно принят феодосианами – значительной фракцией монофизитской партии в Египте. Было официально провозглашено учение о единой энергии (едином действии Христа) во всей Александрийской церкви. Феодосиане, подписавшие эту формулу 3 июня 633 г., открыто говорили, что не они пришли к Халкидонскому собору, а Халкидонский собор пришёл к ним. Униальный акт состоял из девяти анафематизмов. Основные пункты воссоединения были следующие. В третьем пункте было сказано: «Кто не исповедует, что одному и тому же Господу нашему Иисусу Христу, истинному Богу, принадлежат чудеса и страдания, да будет анафема» (православная церковь признавала, что одному и тому же Иисусу Христу принадлежат чудеса и страдания, но появлялся вопрос: «В каком смысле понимать “одному и тому же”?»). В четвёртом пункте утверждалось, что Христос имеет единосущную нам и одушевлённую разумной душой плоть «единением природным и по ипостаси» (вопрос заключается в том, на какие из этих слов читатель обратит внимание: монофизиты могли понимать принадлежность не по ипостаси, а по естеству). Остальные пункты соглашения были такого же свойства. Например, шестой пункт гласил: «Кто не исповедует Христа из двух естеств единого, единую природу Бога Слова воплощённую, единую сложную ипостась, да будет анафема» (сказано много – и не сказано ничего). В седьмом пункте говорится: «Кто, употребляя выражение “един Господь в двух естествах познаваемый”, признаёт Его за иного и иного, а не исповедует, что один и тот же по одному (естеству) пострадал, и по другому (естеству) был бесстрастен, и что тот же самый единый Христос и Сын единым богомужным действием производил и богоприличные и человеческие действия, тот да будет анафема».

 



 
PR-CY.ru