КИР - Страница 2

Православной реакцией на распространение монофелитства в Александрии была деятельность учёного палестинского монаха Софрония (около 560 – 638 гг.), на стороне которого выступил в Александрии богослов и философ Максим Исповедник (580–662 гг.). Напрасно Софроний протестовал против пожертвования правдой в интересах мира. В формуле «одно действование» он видел открытое допущение ереси Аполлинария. Кир ссылался на то, что когда дело идёт о спасении многих душ, должна применяться уступчивость и даже приспособляемость (так называемая «икономия»). Софроний, не теряя времени, отправился в Константинополь и здесь настаивал на устранении из формулы выражения «одно действование» перед патриархом Сергием I, который успокоил его относительно православия своего собрата, а Кир выразил благодарность. Между тем Софроний стал Иерусалимским патриархом (634–638 гг.). Папа Римский Гонорий I (625–638 гг.), введённый в заблуждение письмами Сергия I, в 634 г. принял сторону Кира против Софрония и запретил употреблять на будущее время выражение «одно» или «два» «действия». Однако позднее Гонорий I отнёсся к Софронию более внимательно и справедливо. Папа просил его не употреблять впредь выражения «два действия»; в свою очередь, он обещал просить Кира не употреблять больше выражения «одно действие». Гонорий I одобрил Кира за его ревностные старания в пользу соглашения, но упрекал за введение догматических определений, не санкционированных церковью. Из-за жалкого состояния просвещения в Риме Гонорий I стоял по уровню образования на голову выше своих современников, за что и пользовался великим уважением. Между тем Сергию I удалось провести его так, что он громогласно возвестил те тонкие логические штрихи и намёки, которые делал Сергий в своём послании, были оценены не Гонорием, а благодаря тому же Сергию. Как мало было сознательности в его действиях, подтверждает и анафема, положенная на него шестым Вселенским собором. Пока был жив Софроний, его протест против монофелитства не позволял и Сергию воспользоваться достигнутым согласием с Римским епископом. Но в 638 г. Софрония не стало, антиохийская кафедра была заменена фиктивным патриархом Македонием (639/640 – после 649 гг.), проживавшем в Константинополе. Решили подвести итог всему, сделанному для унии, и появилось «изложение веры» («Экфесис») – изданный Ираклием I догматический эдикт, который был составлен Сергием I в 636 г. Распря по догматическим вопросам в Египте осенью 638 г. разгорелась с новой силой. Определение было с восторгом принято Киром и было формально принято Александрийским собором под его председательством. Его приверженность к монофелитству исследователями не оспаривается. На Западе монофелитство было осуждено. Вступивший на престол без согласия константинопольского двора папа Иоанн IV (640–642 гг.) созвал Собор, где было решено отправить в Константинополь послание, в котором говорилось, что на авторитет Гонория нечего ссылаться, и настаивалось на уничтожении «Экфесиса». Престарелый император отчаялся в умиротворении церкви и даже боялся потерять Запад, где появился какой-то человек с Востока и стал проповедовать монофелитское учение. В Орлеане состоялся Собор, осудивший это учение. Ираклий I, сложив всю вину за «Эфексис» на Сергия I, вскоре умер (11 февраля 641 г.). Латеранский собор 649 г. отлучил от церкви Сергия I, а также его преемника Пирра (638–641, 654 гг.) и Кира. Данное решение подтвердил третий Константинопольский (шестой Вселенский) собор в 680–681 гг. Когда военачальник халифа Умара Великого (717 – 720 гг.) Амр ибн аль-Ас (около 573 – 664 гг.), известный римлянам как Амру, угрожал префектуре Египта, Кир был назначен префектом, и ему поручили ведение войны. Некоторые унизительные положения, на которые он подписался во имя мира, вызвали такое возмущение в империи, что он был отозван и обвинён в сговоре с халифатом. Однако вскоре был восстановлен в своей должности в связи с предстоящей осадой Александрии, но не мог предотвратить падение великого города 22 декабря 640 г. и умер вскоре после этого (21 марта 641 г.).



 
PR-CY.ru