КАРАК - Страница 2

В конце X – начале XI вв. Заиорданье контролировала племенная группировка Бану Тайй, которая оспаривала власть над Палестиной у египетских Фатимидов. В 982/983 г. фатимидский военачальник Ял Текин нанёс поражение бедуинам и овладел их центрами к югу от Мёртвого моря, в том числе захватил плато Карак. Однако фатимидский контроль над этими территориями оставался номинальным, как и сменившая его в конце XI в. власть Сельджукидов, занявших Дамаск и претендовавших на земли Заиорданья. Крестоносцы, захватив в 1099 г. Иерусалим, продолжили экспансию в южном направлении и после нескольких военных экспедиций закрепились в регионе Вади-эль-Араба, между Мёртвым морем и Акабским заливом, а также на восточнм берегу Мёртвого моря. В 1142 г. Пайен де Мильи, дворецкий иерусалимского король Фулька, основал на южной оконечности утёса, где раньше находилось византийское поселение, замок Карак (Крак-де-Моав), который крестоносцы ошибочно отождествили с Петрой. Строительные работы велись в несколько этапов до 1160 гг. Тогда же предположительно было окружено стеной селение, примыкавшее к замку (современный Старый город). Треугольной формы плато, на котором расположен Карак, имеет протяжённость 850 м. Замок, отделённый рвом от Старого города, достигал в длину 220 м, а в ширину от 125 м в северной части до 40 м в южной. В настоящее время сохранилось несколько участков фортификаций из грубо обработанного камня, относящихся ко времени крестоносцев, прежде всего, укрепления северной стены и ряд подземных коридоров и сводчатых помещений. Крестоносные замки Заиорданья помимо того, что обеспечивали контроль над плодородными землями (по словам арабского географа Ибн Джубайра, под управлением Карака в 1184 г. находилось 400 деревень), нарушали сообщение между Сирией и Египтом, что существенно осложнило мусульманское паломничество. Владения Иерусалимского королевства к югу и востоку от Мёртвого моря составляли отдельную Заиорданскую сеньорию со столицей в Караке. В 1167 г. в этом городе была учреждена кафедра латинского архиепископа Петры и митрополита Аравии, к которой формально приписали православную епархию горы Синай. В северной части города был возведён латинский кафедральный собор, впоследствии обращённый Айюбидами в мечеть (в 1929 г. здание снесли). Внутри цитадели сохранилась часовня, её фрески были описаны путешественниками начала XIX в., однако в настоящее время росписи полностью утрачены. Неподалёку от латинского собора стояла православная церковь, как полагают исследователи, на месте прежнего византийского храма. Церковь была перестроена в 1848 г. после пожара, однако изначальная планировка и часть средневековых конструкций сохранились. Это – трёхнефная базилика размером 19×12,9 м. В настоящее время она освящена во имя великомученика Георгия. Вторая, меньшего размера, православная церковь Карака (Эль-Хидр) также носит имя святого Георгия. Сохранились сведения, что она почиталась и мусульманами. Здание средневековой постройки представляет собой не очень ровный параллелограмм (6,8×11,3 м).

 



 
PR-CY.ru