КАДОМСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ «МИЛОСТИВАЯ» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 4

Среди святынь Кадомского монастыря наиболее почитаемыми были храмовая икона Божьей Матери «Милостивая» (Киккская), а также образ Божьей Матери «Неувядаемый Цвет», переданный сёстрам от благотворительницы Ф.М. Богдановой по духовному завещанию вместе с усадьбой, ранее принадлежавший её отцу. По рассказам Ф.М. Богдановой, «отец её однажды чуть не утонул в реке Терек, но, видя опасность, начал молиться так: «Царица Небесная! Ради своей иконы, которая теперь со мною, спаси меня!» – и был выброшен на берег, в то время как товарищи его потонули». Другая чтимая икона – образ Божьей Матери «Достойно есть» («Милующая»), согласно надписи на обратной стороне, была специально для кадомской обители «писана и освящена во св. Афонской горе, в русском Свято-Андреевском общежительном скиту». Икона великомученика Пантелеимона «замечательной живописи» также была прислана со Святой Горы, о чём свидетельствует надпись на обратной стороне. К началу XX в. в библиотеке монастыря хранились Новый Завет (СПб., 1739 г.), Следованная Псалтирь (1755 г.), «Алфавит духовный» (1760 г.) и Поучения Димитрия Ростовского (М., 1776 г.), Евангелие с толкованиями Феофилакта Болгарского (М., 1783 г.), Четьи Минеи, составленные Димитрием Ростовским, в четырёх книгах (М., 1796 г.), «Добротолюбие» (М., 1793 г.), «Семь слов преподобного Макария Великого» (СПб., 1775 г.), «Обличение неправды раскольников, показанное в ответах выготских пустосвятов на вопросы иеромонаха Неофита» (М., 1745 г.), «Лествица» (М., 1785 г.), «Киево-Печерский патерик» (1779 г.), «Наставления о собственных всякого христианина должностях свт. Тихона Задонского» (СПб., 1791 г.) и др. Архив монастыря содержал крепостные акты, указы, приходо-расходные и соборные книги и акты. Самые древние документы – «приговор» Кадомского городского общества об основании обители 1795 г. и указ Рязанской духовной консистории «о дозволении» строить богадельню при Димитриевской церкви города Кадома 1797 г. После 1917 г. священники, монахини и дети-сироты (всего около 400 человек) были выселены из обители, имущество национализировано, церковные ценности изъяты и частично уничтожены: книги, иконы сожжены, архивы выброшены. Весной 1920 г. соборный храм был передан под зернохранилище (впоследствии превращён в учебный корпус швейного техникума). Вероятно, сёстры пытались зарегистрировать на территории монастыря трудовую общину; в письме в президиум Елатомского УИКа за 1923 г. было указано «регистрацию общества при Богородичной церкви бывшего Кадомского монастыря не утверждать», т.к. насельницы собирались жить по монашескому уставу и просили передать храм в их пользование (Государственный архи Рязанской области). 25 мая 1923 г. все здания Кадомского монастыря были муниципализированы (Государственный архив Рязанской области). На заседании президиума Кадомского горсовета в июле 1923 г. было вынесено решение народного суда города Кадома о выселении монашествующих из Кадомского монастыря с передачей церквей «группе верующих», а если таковых не найдётся, «на хранение как исторические памятники» (Государственный архив Рязанской области).

 



 
PR-CY.ru