КОНОН ГРАДАРЬ - Страница 4

Иконография Конона Градаря, в которой подчёркнут его мученический подвиг, восходит к памятникам византийского круга. В настенных минологиях церкви Христа Пантократора в монастыре Дечаны (около 1350 г.) на левом откосе окна на южной стене южного нефа под 6 марта помещено изображение Конона Градаря в мучении (забивание гвоздей в стопы), причём надпись ошибочно определяет его как Иоанна Градаря. В церкви Спаса на Нередице (1199 г.) близ Великого Новгорода Конон Градарь изображён с плодоносной ветвью в левой руке. Его образ помещён на северной стене жертвенника среди святых монахов и аскетов. Причём Конон Градарь изображён также в монашеских одеждах – мантия, параманд, куколь на плечах (голова не покрыта), что не соответствует чину его святости; здесь, по мнению исследователей, смешение святых Конона Градаря и Конона Иконийского, согласно Житию, пребывавшего в монастыре. По мнению Надежды Валерьевны Пивоваровой, включение Конона Градаря в состав росписи наряду со святым Акакием Синайским объясняется стремлением проиллюстрировать идею мученичества за веру, перенесённого добровольно и с кротостью, что было особенно важно для монаха. Документированные сведения о том, что царский жалованный иконописец Рожков Сергей Васильев написал образ Конона Градаря для покоев царицы Наталии Кирилловны среди образов «Никиты Христова мученика, семи отроков спящих, девяти мучеников», также указывают на почитание святого как мученика. К концу XVI в. на Руси сформировалось почитание Конона Градаря как покровителя сельскохозяйственных работ, получившее наибольшее распространение в крестьянской среде. Атрибуты Конона Градаря указывают на его занятия садоводством и огородничеством. На иконе «Мученик Конон Мандонский (Памфилийский), Градарь» (третья четверть – конец XVIII в., Русский музей), происходящей из так называемой Долговой (или Пиккиевой) моленной (находилась на Моховой ул. в Санкт-Петербурге) и, как полагают исследователи, созданной в выговской старообрядческой поморской пустыни, святой представлен стоящим на поле, усеянном мелкими цветочками, с крестом и цветком в руках. Иногда он держит решето с семенами или корзину с плодами (церковь во имя апостолов Петра и Павла, деревня Таман Усольского района Пермского края, роспись второй половины XIX в.). На иконе второй трети XIX в. из собрания Игоря Возякова Конон Градарь показан трижды. В центре – прямолично в рост, в синей рубахе с орнаментом на подоле и белых штанах, в мягких чёрных сапожках, на шее у него висит лукошко с семенами, в правой руке он держит красный крест – символ мученичества. Слева от основного помещено второе изображение меньшего размера: Конон Градарь, в розовой рубахе, вспахивает плугом поле; в третий раз он изображён справа, в лиловой рубахе, засевающим пашню семенами из решета. Образ Конона Градаря включали с состав избранных святых (его фигура помещена за правым плечом Богоматери на иконе «Божия Матерь Казанская, с приписным святым Кононом Градарем» (середина XVIII в., север Костромских земель (?), фотография из архива редакции сайта «Христианство в искусстве»). Изображение Конона Градаря помещено на правом поле на иконе «Святой Николай Мирликийский со святыми Власием, Михаилом, Флором, Медостом, Кононом Градарем и Лавром на полях» (1830 г., частное собрание) – в этом случае выбор святых указывает на иконографическую программу, посвящённую небесным покровителям труда земледельца.



 
PR-CY.ru