КОНОН ГРАДАРЬ - Страница 2

Идентификация Конона Градаря бывает затруднена, что исследователи связывают с одновремённым почитанием 5 марта соимённого ему святого – исповедника Конона Исаврийского, а также с памятью 6 марта преподобномученика Конона Иконийского. В южном люнете на юго-западной стене основного объёма церкви Благовещения монастыря Грачаница (около 1320 г.), в настенном минологии, оплечно представлен образ святого Конона, память которого П. Мийович относит к 5 марта и идентифицирует его как Конона Градаря или исповедника Конона Исаврийского. Однако это изображение, по мнению исследователей, может рассматриваться и под 6 марта, в таком случае святой должен быть определён как преподобномученик Конон Иконийский. На миниатюре из греко-грузинской рукописи (так называемый Афонской книги образцов – Российская национальная библиотека, конец XV в.) образ святого Конона представлен дважды. Один раз в составе мучеников в медальоне оплечно, как средовек с короткими волосами и круглой короткой бородой, в лиловом гиматии и зелёном хитоне (определён как Конон, преподобномученик Иконийский); второй раз представлен в минейной части рукописи под 5 марта – фронтально, в рост, голова повёрнута на три четверти, облачён в лиловый гиматий с синим тавлионом и голубой хитон (ошибочно атрибутирован как Конон, преподобномученик Иконийский). В обоих случаях исследователи не представляют возможным аргументированно определить это Конон Градарь или, что исследователи считают более вероятным, исповедник Конон Исаврийский. Греческий иконописный подлинник – «Ерминия» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) – под 5 марта сообщает, что святого Конона изображают старцем, не уточняя, Конона Градаря или исповедника Конона Исаврийского. В русских иконописных подлинниках сводной редакции содержится текст о Кононе Градаре. Возрастная характеристика та же, что и в «Ерминии»: седой, «…с брадой Иоанна Богослова, власы с ушей сошли в левую страну»; в левой руке держит деревце или «травку», правая поднята вверх в молитвенном жесте («молебна, персты вверх»). Таким образом, наиболее характерным атрибутом Конона Градаря, определяющим его иконографию, исследователи считают цветок, деревце или иное растение в левой руке, указывающее на род занятий. Исследователи отмечают, что форма бороды Конона Градаря может различаться. В пособии для иконописцев Виктора Доримедонтовича Фартусова святой описан как старец «греческого типа, с большою седою бородой, волосы просты, ниже ушей». С длинной заострённой раздвоенной бородой Конон Градарь представлен в минее на март (начало XVII в., Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии).

 



 
PR-CY.ru