КОНОН, Старший - Страница 3

В русских иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) их память отмечена; согласно описанию, Конон «подобием стар, брада доле Златоустовы, надседа, власы просты, риза монашеская; сын его Конон, диакон, 17 лет, подобием млад, власы по плечам, риза диаконская, стихарь, в руке кадило и фимиамница». В пособии для иконописцев, составленном академиком Виктором Доримедонтовичем Фартусовым, «Конон-отец – с менее чем средней величины бородой, волосы коротки, с большой проседью, лицом худ, но очень красив и светел», изображён облачённым в «одежды небогатые» – тунику и тёмную короткую мантию; отмечается, что святому можно «писать хартию» с несколькими вариантами изречений, в одном из которых можно видеть косвенное указание на его монашеское служение («Подобает нам, верным, многими скорбьми внити в царствие Божие, а сынове мира сего, пространно в сластях мирских живущии, изгнани будут вон, и идут во тьму кромешную, идеже будетъ плач, и скрежет зубом»). Там же о сыне Конона говорится, что он молод, безбород, «лицом красив», облачён в белую тунику, с поручами и орарем, что указывает на его диаконское служение; содержание хартии в руке подчёркивает или факт ухода от мира ради спасения души («Жизнь сия несть жизнь, но смерть, и вси любители временныя сея жизни умирают вечно: есть же жизнь о Владыки нашего Христа безконечная, юже дает любящым Его»), или праведность, вознаграждённую жизнью вечной («Праведным рабом Христовым нетленныя уготовашася венцы в славе небесной, нескончаемом царствии Христа Бога нашего»). В одном из наиболее древних известных исследователям настенных минологиев – росписи церкви Благовещения монастыря Грачаница (около 1320 г.) – в южном люнете на юго-западной стене основного объёма изображён оплечно святой Конон (сохранилась надпись). П. Мийович относит его память к 5 марта, идентифицируя как исповедника Конона Исаврийского или мученика Конона Градаря. Однако это изображение исследователи относят и к 6 марта (в таком случае святой может быть определён как Конон). По мнению исследователей, поясные образы Конона и его сына присутствуют в происходящем из Фессалоники Минологии с циклами двунадесятых праздников (1322–1340 гг.). Святые изображены фронтально с головами, обращёнными друг к другу в повороте на три четверти. У Конона небольшая борода и короткие волосы, он одет в красный хитон и зелёный гиматий. Сын обращается к нему с улыбкой; он безбород, с кудрявыми волосами, облачён в серый хитон и красный плащ. На миниатюре подчёркнут мученический чин обоих святых – в правых руках они держат тонкие белые кресты, в одеждах присутствует красный цвет, указывающий на их мученичество (см. также иконографию к статье Конон Градарь).



 
PR-CY.ru