КОРИНФЯНАМ ПОСЛАНИЯ - Страница 4

Комментаторы начала XX в. были склонны считать, что первые христианские общины состояли, в основном, из представителей низших, малообразованных слоёв эллинистического города. Позднее эта картина была скорректирована в исследованиях, продемонстрировавших в целом более высокий социальный статус первых христиан. Из слов апостола Павла «...кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1 Кор. 1:26) исследователи делают вывод, что среди коринфских христиан было мало людей образованных и занимающих важное положение в обществе. В то же время это и другие его высказывания (1 Кор. 3:18; 6:5) подразумевают, что такие люди в общине были. Среди известных исследователям по книгам Нового Завета лиц к ним могут относиться Тит Иуст (Деян. 18:7), Крисп (Деян. 18:8), Стефан (1 Кор. 1:16; 16:15, 17), Ераст (Рим. 16:23), Фива (Рим. 16:1–2), Хлоя (1 Кор. 1:11), Акила и Прискилла (1 Кор. 16:19). Исследователи, подчёркивающие социальную значимость ряда членов коринфской общины, опираются на следующие наблюдения. Среди упоминаемых в источниках коринфских христиан были люди, занимавшие важные общественные должности: «начальник синагоги» Крисп; «городской казнохранитель» Ераст (Рим. 16:23; ср.: Деян. 19:22; 2 Тим. 4:20 ) – о человеке с таким именем, который, будучи эдилом, замостил на свои деньги одну из городских площадей, сообщает найденная в Коринфе латинская надпись, датируемая временем императора Нерона. И хотя некоторые исследователи высказывали сомнения в возможности отождествления Ераста из коринфской надписи с упоминаемым в Рим 16:23 «казнохранителем», большинство комментаторов её принимают. Были среди христиан главы эллинистических «домов» (т.е. социальных структур, объединявших не только кровных родственников, но и клиентов, рабов и вольноотпущенников и имевших отношение к значительной собственности), как Крисп (Деян. 18:8) и Стефан (1 Кор. 16:15), были способные на «служение» как Фива и Стефан, включая оказание финансовой помощи апостолу и его спутникам (Тит Иуст, Акила и Прискилла, Гаий) и предоставление помещений для собраний общины, например, Гаий (Рим. 16:23). Они были достаточно состоятельными, чтобы предпринимать дальние путешествия, как Акила и Прискилла, Фива (Рим. 16:1), Ераст, Ахаик, Стефан и Фортунат (1 Кор. 1:16; 16:15), «домашние» Хлоины (1 Кор. 1:11). Склонность отдельных членов общины к изысканной риторике и философствованию (ср.: 1 Кор. 2:1) некоторые комментаторы считают указанием на их принадлежность к высшим слоям общества. Также и обыкновение обращаться за разрешением конфликтов в суды (1 Кор. 6:1–8) было, по мнению отдельных исследователей, более свойственно зажиточным горожанам, чем малоимущим. Бывать в домах язычников (1 Кор. 10:27) и в языческих храмах (1 Кор. 8:10) по приглашениям также могли себе позволить только состоятельные члены общины. В то же время большинство коринфских христиан, как полагают исследователи, всё же составляли люди менее обеспеченные (1 Кор. 1:26), а то, что среди них были и рабы (1 Кор. 7:21–23), показывает, насколько велики могли быть имущественные, образовательные и социальные различия между членами общины. Поэтому вероятной напряжённостью в отношениях между христианами различного уровня достатка комментаторы объясняют «разделения» и «разногласия», возникавшие в Коринфе, в частности, при совершении «вечери Господней» (1 Кор. 11:17–22), а также антагонизм между «знающими» и «немощными» (1 Кор. 8), связанный во многом с различиями в образовательном уровне (1 Кор. 1:26). Исследователи, в целом не отрицая этот фактор, расходятся в оценке его значения.

 



 
PR-CY.ru