КРЕСТ НАТЕЛЬНЫЙ - Страница 3

Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух природ Христа (Человеческой и Божественной), показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя. Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трулльского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа. Так в Средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздём (новшество конца XIII в.). Анатомические подробности католического изображения, передавая правдивость самой казни, тем не менее, скрывают главное – торжество Господа, победившего смерть и открывающего жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа. Изображения распятого Спасителя, сходные с католическими, исследователи встречают и на православных крестах, особенно часто в XVIII–XX вв., впрочем, как и запрещённые Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца. Естественным образом православное благочестие требует ношение креста православного, а не католического, нарушающего догматические основы христианской веры. Традиционно в православной церкви освящение нательного крестика совершается священнослужителем в храме. Чин благословения креста к ношению на персех, т.е. на груди, содержится в богослужебной книге – Требнике, – богослужебной книге, касающейся частных богослужений, совершающихся по требованию (в отличие от общественных – вечерни, утрени и литургии). Крестик освящается только однажды. Переосвящать его нужно только в исключительных условиях (если он был сильно повреждён и восстановлен заново, либо попал к вам в руки, но вы не знаете, освящался ли он до этого). Существует суеверие, что при освящении нательный крест приобретает магические защитные свойства. Церковь же учит, что освящение материи позволяет нам не только духовно, но и телесно (через эту освящённую материю) приобщиться к Божественной благодати, необходимой нам для духовного роста и спасения. Но благодать Божья действует небезусловно. От человека требуется правильная духовная жизнь по заповедям Божьим, и именно эта духовная жизнь даёт возможность благодати Божьей воздействовать спасительно на нас, исцеляя от страстей и грехов. Христианина хоронят с нательным крестом, поэтому по наследству его не передают. Что касается ношения второго нательного креста каким-то образом оставшегося от усопшего родственника, то его ношение в знак памяти о покойном свидетельствует о непонимании сути ношения креста, который свидетельствует о Жертве Бога, а не родственных отношениях. Нательный крест – это не украшение или амулет, а одно из видимых свидетельств принадлежности к церкви Христовой, средство благодатной защиты и напоминание о заповеди Спасителя: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… (Мф. 16:24).



 
PR-CY.ru