КОРНЕЛИЙ ЛАПИД - Страница 2

Исследователи отмечают, что особую живость его комментариям придаёт обращение к мистическим размышлениям над библейским текстом. Тем не менее, в его сочинениях проповедник нередко берёт вверх над учёным-экзегетом. Именно практическая направленность комментариев Корнелия Лапида сделала их довольно популярным чтением среди клира и благочестивых мирян католической церкви, так что они многократно переиздавались целиком и по частям в XVII – первой половине XIX вв. Комментарии Корнелия Лапида широко использовались восточнославянскими писателями конца XVII – начала XVIII вв., его сочинения исследователи встречают в библиотеках Антония (Радивиловского), Стефана (Яворского), Иоанна (Максимовича), епископа Тобольского. В библиотеке Димитрия Ростовского числилось десять комментариев Корнелия Лапида; ссылки на них исследователи встречают во всех значимых сочинениях Ростовского митрополита: в проповедях, «Розыске о раскольнической брынской вере», особенно много их в «Келейном летописце». Исследователи отмечают, что к комментариям Корнелия Лапида большинство проповедников обращались, прежде всего, в прикладных целях, используя их в качестве собрания цитат из творений отцов церкви. Впервые частичный перевод «Комментария на Книгу пророка Даниила» Корнелия Лапида на русский язык был выполнен, по мнению исследователей,  в 1754 г. Григорием Кондаковым (Российский государственный архив древних актов). С практическими целями делались переводы отдельных пассажей произведений Корнелия Лапида в экзегетических сборниках (тезаурусах). Подобный тезаурус в четырёх томах был выпущен Ж.А. Барбьером в Париже в 1856 г., в заглавии указано, что он предназначается как для проповедников общин, так и для благочестивых мирян. Другой тезаурус, в десяти томах, был выпущен в Парме Ф.М. Фабером на итальянском языке в 1869–1870 гг. Современные исследователи отмечают в качестве недостатка метода Корнелия Лапида его приверженность к использованию апокрифических сказаний при истолковании текста Священного Писания. Значительная часть комментариев Корнелия Лапида была использована Жаном Полем Минем для составления полного курса экзегезы Священного Писания. Именно это издание способствовало росту популярности Корнелия Лапида как представителя консервативной католической экзегезы среди русских библеистов конца XIX – начала XX вв., широко использовавших его труды в апологетических целях в полемике с представителями либерально-критического метода.



 
PR-CY.ru