КОРНЕЛИЙ ЛАПИД

КОРНЕЛИЙ ЛАПИД (1567–1637 гг.) – учёный-иезуит, экзегет. Полное имя Корнелия Лапида– Корнелис Корнелиссен ван ден Стен. Латинская форма его фамилии представляет собой перевод оригинальной голландской фамилии Van den Steen (букв. – «от камня»). Первоначальное образование Корнелий Лапид получил в иезуитском коллегиуме в Маастрихте (современные Нидерланды), потом обучался в коллегиуме «Трёх увенчанных» в Кёльне, где 15 марта 1584 г. получил степень магистра свободных искусств. После этого продолжил образование в университете в Лувене (Лёвене), где занимался теологией. В 1592 г. вступил в Орден иезуитов. Новициат проходил в Турне, однако на следующий год был вновь направлен в Лувен для завершения образования. В 1595 г. был рукоположён во пресвитера, в 1596 г. возглавил кафедру Священного Писания в Лувенском университете, с 1616 г. – в Римском коллегиуме. Современник и друг Корнелия Лапида, Иоганн Берхманс отмечал его природную скромность, простоту и склонность к уединению. Исследователи отмечают, что все произведения Корнелия Лапида представляют собой комментарии к Библии, за исключением «Книги Иова» и Псалтири, и основаны на его лекциях, прочитанных в Риме. Издавались по частям с 1614 до 1645 гг. Наиболее значительным среди них исследователи называют комментарий «На все послания божественного Павла» («In omnes Divi Pauli epistolas»), изданный в Антверпене в 1614 г. Работу над ним Корнелий Лапид начал ещё в Лувене. Второе значительное произведение – комментарий на «Пятикнижие Моисея» («In Pentateuchum Moysis») – издано в Антверпене в 1616 г. Корнелий Лапид сохранял тесные связи со своей родиной – Испанскими Нидерландами, поэтому все его произведения издавались в Антверпене. Исследователи отмечают, что комментарии Корнелия Лапида изобилуют цитатами из произведений святых отцов, позднейших средневековых экзегетов, в которых он ищет опору для своего толкования. При этом Корнелий Лапид старается не высказываться открыто по животрепещущим теологическим вопросам, поднятым Реформацией (оправдание верой, авторитет Священного Писания и церковного Предания), предпочитая раскрывать темы, представленные в святоотеческой традиции. Как и все теологи его времени, Корнелий Лапид преимущественно использует буквальный метод толкования, но в силу интереса к раннехристианской и средневековой экзегезе обращается и к аллегорическому, анагогическому и тропологическому методам, наиболее наглядно представленным в комментарии на «Песнь Песней».

 



 
PR-CY.ru