КОРНЕЛЬ Пьер - Страница 2

Академия вынесла очень двусмысленное суждение, не удовлетворившее ни одну из сторон: признав совершенство и блеск стихотворной формы «Сида», она осудила замысел пьесы в силу того, что «чудовищную правду» нельзя представлять на сцене. Пьер Корнель всегда болезненно воспринимал нападки критики: он замолчал на несколько лет и вернулся в Нормандию, где в 1641 г. женился на дочери руанского магистрата (этот брак принёс ему семерых детей). Следующие его трагедии – «Гораций» (1641 г.), «Цинна, или Милосердие Августа» (1643 г.), «Мученик Полиевкт» (1643 г.) – составили вместе с «Сидом» так называемую «классическую тетралогию», в которой главными темами являются конфликт разума и чувства, столкновение личных интересов с государственным или нравственным долгом. В 1643 г. Пьер Корнель вновь обратился к комедийному жанру, создав одну из лучших комедий интриги «Лжец». В 1647 г. он перебрался вместе с семьёй в Париж и в том же году был избран во Французскую Академию. В «Трагедиях второй манеры» Пьер Корнель стремился реализовать разработанную им «теорию восхищения» перед нечеловеческой мощью героя, которая могла проявиться и в «мрачном величии порока». Среди «трагедий второй манеры» исследователи выделяют «Родогуна» (1647 г.) и «Никомед» (1651 г.); сам драматург считал лучшей своей трагедией «Родогуну». В этой пьесе явно проявляются барочные тенденции: человек предстаёт жалкой песчинкой во вселенной, не способен разгадать тайны бытия. Близнецы Антиох и Селевк влюблены в пленную парфянскую царевну Родогуну, которую смертельно ненавидит их мать – сирийская царица Клеопатра. Царевичи пытаются найти достойный выход из ситуации и не возненавидеть друг друга, однако они бессильны против злобы, овладевшей душами любимых женщин. Антиох спасается лишь потому, что Родогуна проявила «слабость» и призналась в любви к нему, тогда как Клеопатра осталась верна своей натуре и погибла при попытке отравить родного сына. В 1652 г., после провала трагедии «Пертарит» Пьер Корнель на восемь лет покинул театр, занявшись переводом «Подражания Христу» Фомы Кемпийского и издав в 1660 г. собрание своих пьес. В 1659 г. он вернулся на сцену с трагедией «Эдип». Его новые пьесы появлялись почти каждый год, однако публика заметно к ним охладела. Пьер Корнель не мог соперничать с утончённым психологизмом своего молодого соперника Жана Батиста Расина, поскольку даже в лучших пьесах выражал чувства при помощи декламации. Нагромождение препятствий на пути героя, чрезмерное усложнение интриги и ярко выраженное стремление к «необыкновенному» противоречили как утвердившемуся классицистскому канону, так и вкусам большинства зрителей. В 1674 г. была поставлена последняя трагедия Корнеля «Сурена», которая была встречена с полным равнодушием. Пенсия, дарованная ему кардиналом Ришелье после выхода «Горация», выплачивалась нерегулярно, и последние годы он прожил в весьма стеснённых обстоятельствах. Пьера Корнеля по праву называют «отцом французской трагедии»: он создал тип классицистской драмы, а также множество вариантов – отклонений от этого типа.



 
PR-CY.ru