КОРНЕЛЬ Пьер

КОРНЕЛЬ Пьер (1606–1684 гг.) – знаменитый французский драматург, «отец французской трагедии»; член Французской Академии (1647 г.), родоначальник французского классицизма. Сын адвоката, он получил прекрасное классическое образование в иезуитском коллеже иезуитов своего родного города Руана (1622 г.; ныне – лицей имени Корнеля), затем изучал право и в 1628–1650 гг. занимал пост королевского советника в местном отделении управления вод и лесов. Лиценциат юриспруденции (1624 г.). На протяжении четырёх лет стажировался в качестве адвоката при Руанском парламенте. В 1628 г. получил место прокурора, однако мало интересовался служебной карьерой. Последние годы жизни Пьер Корнель провёл очень уединённо, был в крайне стеснённых обстоятельствах. Только благодаря хлопотам его друга Никола Буало, Пьеру Корнелю была назначена маленькая пенсия. Его первая пьеса (комедия «Мелита») в 1629 г. была поставлена в Руане, а в следующем году – в Париже. Дебют оказался успешным, и Пьер Корнель продолжал писать комедии: одна за другой вышли пьесы «Клитандр» (1632 г.), «Вдова» (1633 г.), «Галерея суда» (1633 г.), «Субретка» (1634 г.), «Королевская площадь» (1634 г.), которые намного превосходили популярные фарсы того времени. В это время началось движение за создание «подлинной трагедии» на основе трёх единств – времени, места и действия. Теория «единств» пришла из Италии, а первой «правильной» трагедией во Франции стала «Софонисба» Жана Мере (1634 г.). В 1635 г. Пьер Корнель впервые обратился к трагедии в «Медее», избрав уже использованный Еврипидом и Сенекой сюжет, но большого успеха не снискал. В конце декабря 1636 г. или в начале января 1637 г. появился «Сид» – первая великая трагедия Пьера Корнеля и первая французская пьеса, ставшая событием общенационального значения. Энтузиазм публики не знал границ: в качестве отклика на постановку возникло выражение «прекрасно, как “Сид”». Пьер Корнель в значительной степени использовал сюжет трагикомедии испанского драматурга Гильена де Кастро «Подвиги Сида» (1618 г.), однако кардинально изменил проблематику, поставив в центр трагический конфликт между страстью и долгом. Молодые герои любят друг друга, но отец Химены наносит оскорбление отцу Родриго, и тот убивает обидчика на дуэли. Химена требует покарать возлюбленного, который тем временем совершает подвиги в войне с маврами, получает прозвище «Сид» и становится опорой государства. Король не желает предавать смерти героя и убеждается в том, что Химена его по-прежнему любит. Финал пьесы остаётся открытым: Химена должна выйти замуж за Родриго через год. Именно это обстоятельство вызвало ожесточённую полемику, которая получила название «Спор о “Сиде”». Соперники Пьера Корнеля (Жан Мере и Жорж де Скюдери) обвинили драматурга в аморальности, поскольку благонравная девушка не должна была соглашаться на брак с убийцей своего отца. Пьер Корнель оправдывался тем, что исторический Сид женился на Химене. Французская Академия выступила арбитром в споре по просьбе Жоржа де Скюдери. Легенда о злокозненном (из зависти) вмешательстве кардинала Ришелье родилась в XVIII в.: у кардинала были к пьесе претензии чисто политического характера – он увидел в ней оправдание дуэлей.

 



 
PR-CY.ru