КОНРАД ВИЦ - Страница 2

Шедевром зрелого периода Конрада Вица исследователи называют алтарь святого Петра в Женеве, от которого сохранились лишь две створки, состоящие из четырёх панно: «Чудесный улов рыбы», «Спасение святого Петра», «Представление кардинала Миса Богоматери» и «Поклонение волхвов». Всё, что было грубого, резкого в предыдущих работах художника, здесь исчезает, уступая своё место подлинной естественности, масштабности композиции и сдержанности художественной экспрессии. Этот алтарь является единственным подписным произведением Конрада Вица. Страсбургская картина «Святая Екатерина и святая Магдалина» выполнена в конце 1430 гг. Конрад Виц придумал для своего сюжета самую необычайную композицию: усадил обеих святых почему-то на полу коридора и не позаботился придать их кукольным лицам какое-либо выражение, хотя одна из них протягивает к небу сосуд с елеем, другая же «делает вид», что читает книгу. Но линии архитектуры на сей раз проложены строже, и массы вылеплены мягче. Почти стереоскопическое впечатление производит на исследователей уходящий вглубь коридор, который оканчивается дверью на базельскую улицу. Каким-то даже «современным фокусом» отзывается тёмное обрамление двери, придающее усиленный свет этому виду, и не без иллюзионистского расчёта помещена роза из разноцветных стёкол над дверью. Приёмы достижения иллюзии, которые сказываются уже инстинктивным образом в картинах мюнхенского Георгианума, здесь проведены с хитрой системой; так, например, приём перерезывания, «перекрывания» одних предметов другими: алтарь наполовину «запрятан» за колонну, и хочется протянуть руку за этот столбик, чтобы нащупать пелену на алтаре и приподнять подсвечник. И та же иллюзорность, доходящая до фокусничанья, сказывается в сверкающем и бросающем от себя на пол тень колесе (орудие пытки святой Екатерины), в складках одежды (пурпурной и зелёной) «святых дам», в ожерелье и в короне святой Екатерины. Рядом с этим замечается и некоторая сбивчивость в освещении: фигуры и архитектура освещены справа, а колесо сверху; очевидно, Конрад Виц брал свои модели в разных местах и не справился с объединяющей переработкой общего. По мнению исследователей, о каких-либо теоретических знаниях перспективы в данном случае не может быть и речи. Вся перспективная иллюзорность основана на наблюдательности и практике. В картине «Святой Христофор» взят мотив, который уже известен по произведению Дирика Боутса: река между скалами.

 



 
PR-CY.ru