КАРЕЛ ВАН МАНДЕР - Страница 4

Во введении, написанном в «форме поучительного стихотворения для юношества», наиболее интересны практические рецепты. Наибольший интерес для исследователей представляют биографии художников. Будучи в силу свой профессии человеком, посвящённым в «кухню» живописи, Карел ван Мандер выступает здесь подлинным летописцем художественной жизни, собравшим и изложившим в занимательной форме огромный фактографический материал. Он опирается на труды своих предшественников, в том числе и Джорджо Вазари, использует письма и документы, а также собственные воспоминания от встреч с героями книги и впечатления от их произведений. Благодаря его любви к описанию бытовых подробностей и прекрасной зрительной памяти книга содержит немало прекрасных штрихов, воссоздающих колорит эпохи, в которую жили эти мастера. Характеризуя творчество художников, Карел ван Мандер старался избегать сравнений, считая, что «безрассудно выказывать кому-либо из них пренебрежение, или же, наконец, возвышать одного в ущерб другому». И всё же избежать субъективной оценки, основанной на собственной эстетической позиции, ему не удалось: он нередко восхищался чисто внешней виртуозностью, «методами» живописи, не имеющими ничего общего с подлинным искусством. Такая неоправданно высокая оценка звучит, к примеру, в рассказе об «удивительном мастерстве» нидерландца Корнелиса Кетеля, умевшего писать картины не только кистью, но и руками, и ногами. В некоторых биографиях существует немало пробелов, исследователи видят смещение дат, легенды и предания выдаются за истину. Всё это – лишь свидетельство того, что книга Карела ван Мандера – не бесстрастная летопись, а живой и увлекательный рассказ очевидца и участника событий, человека со своими симпатиями и антипатиями. «Книга о художниках» была написана на голландском языке и впервые напечатана в 1604 г. В 1764 г. она была переведена на новоголландский язык и с тех пор выдержала много изданий. Заканчивая свой труд, Карел ван Мандер писал: «Пора снова взяться за кисти и посмотреть, не удастся ли и мне самому создать что-нибудь порядочное». К сожалению, надежда художника не оправдалась – шедевров в его наследии так и не оказалось. Но он сумел умно и талантливо рассказать о творчестве более замечательных живописцев, а ещё – воспитать достойную смену в лице своего выдающегося ученика Франса Халса, а также собственного сына Питера ван Мандера и внука Мандера III – художников, которые внесли довольно значительный вклад в искусство Дании, ставшей для них второй родиной. Умер Карел ван Мандер в Амстердаме 2 сентября 1606 г.



 
PR-CY.ru