КЛУАТР - Страница 3

Клуатр сохранился в ансамблях средневековых университетов: Тринити-колледж в Оксфорде (1555 г.); Большой двор Тринити-колледжа в Кембридже (сооружён при Томасе Невиле; 1593–1615 гг.). Об архитектурном облике клуатра исследователи судят по памятникам романского и готического периодов (время перестройки более ранних монастырских комплексов). Как правило, обрамление клуатра имело вид простых аркад, пролёты которых могли украшать колонны. Из Жития святого Одилона, аббата Клюни, исследователям известно, что в конце жизни он построил в монастыре ещё один клуатр (около 1042 г.). Для его оформления с большим трудом по рекам из отдалённых мест сплавляли мраморные колонны (это строительство дало повод сравнивать святого Одилона с императором Октавианом Августом).  Капители колонн в клуатре начиная с середины XI в., особенно в монастырях Каталонии и юга Франции, богато украшали, размещая зоо- и антропоморфные орнаментальные композиции, в том числе с сюжетами из Ветхого и Нового Заветов, а также из Житий святых, как, например, в клуатре аббатства Сен-Пьер в Муасаке (Лангедок), середины XI в. На гранях столпов сохранились рельефы с образами апостолов в рост, а также портрет заказчика, аббата Дюрана де Бредона, погребённого перед входом в клуатр. Об иконографии скульптурного убранства исследователи судят также по памятникам письменности, например, по «Апологии» святого Бернарда Клервоского («Apologia ad Guillelmum». 1127 г.), обращённой к аббату монастыря Сен-Тьерри Гийому. Исследователи отмечают, что с поразительной наблюдательностью в ней описана скульптурная декорация клуатра клюнийского аббатства Сен-Дени, вызвавшая осуждение читателей. Сюжеты и мотивы подобной декорации чрезвычайно близки тератологическому орнаменту, который господствовал в европейском искусстве книжной иллюминации в раннем Средневековье, получив распространение в Древней Руси, где сохранял устойчивые позиции, например, в новгородской книжности, вплоть до середины XV в. В клуатрах эпохи романики, например, в монастыре Кёнигслуттер (около 1150 г.), в монастыре Зинона Веронского, Бад-Райхенхалль (1208 г.), исследователи встречают колонны, покрытые резьбой, в том числе «плетёнкой», напоминавшей основной мотив книжной «тератологии». Капители или пьедесталы колонн украшают фигуры людей с птичьими головами – в нижнем этаже клуатра монастыря Санто-Доминго-де-Силос, провинция Бургос (1150–1170 гг.), изображение всадника, оседлавшего верблюда, – в клуатре собора монастыря в Милльштатте в Каринтии. Особенности региональной архитектуры, соседство с другими культурными и архитектурными традициями, в том числе иноверными, оказывало влияние на детали убранства клуатра. В центре колоннады могли поставить изогнутые, переплетающиеся колонны, как в монастыре Санто-Доминго-де-Силос; арки и колонны в памятниках итальянской романики украшали цветной смальтой.

 



 
PR-CY.ru