КЛУАТР - Страница 2

В крупных центрах западного монашества эпохи Каролингов, таких как в Сен-Рикье (Центуле) в Пикардии (около 800 г., не сохранился), галереи, образующие клуатр, как предполагают исследователи, соединяли разные храмы обители, а двор был неправильной формы. С развитием хозяйства монастыря к западу от клуатра (или в его западной части) пристраивали отдельные жилые здания (дом настоятеля, странноприимный дом). В середине XI в., при третьей перестройке монастыря Клюни в Бургундии, все сооружения вокруг клуатра были возведены в камне и украшены не хуже, чем церковь, что сделало обитель образцом для подражания. В период зрелого Средневековья к клуатру примыкал и зал капитула. Облик клуатра определялся формой сводов, перекрывавших галереи, и арок, составлявших фасад. С усложнением строительных техник, особенно сводчатых перекрытий, низкие цилиндрические своды древних галерей заменили высокими крестовыми и стрельчатыми. Соответственно повысилась степень освещённости помещений от слабой под суровыми сводами эпохи романики, например, в клуатре монастыря Пресвятой Богородицы в Магдебурге (XI в.) или монастыря Тороне (1160–1175 гг.) до более яркой в эпоху готики, например, клуатр в Руайомоне (1231–1235 гг.). Простые галереи уступили место стрельчатым аркадам, заполненным резьбой или витражами в эпоху интернациональной («пламенеющей») готики, например, на фасадах клуатра цистерцианского монастыря Маульбронн (Вюртемберг). С расширением обители могло расти число клуатров, соединённых между собой, как правило, галереями и отличавшихся размерами. В самом крупном, примыкавшем к церкви непосредственно, могла располагаться монастырская библиотека, как, например, в цистерцианском монастыре Тен-Дёйнен (или Дёйненабдей) во Фландрии. Прибавление братии, потребность в отдельных помещениях для сна и занятий увеличивало число клуатров в итальянских монастырях, особенно в тех, что находились в богатых городах-республиках. Такие клуатры получали отдельные наименования – в честь святого Антония и святого Доминика в доминиканском монастыре Сан-Марко; «зелёный», «большой», «с воротами» клуатры во францисканском монастыре Санта-Мария-Новелла, оба – во Флоренции. Отдельные кельи размещали, надстраивая здания по сторонам клуатра. Большое количество клуатров было неизбежно и в монастырях, ставших королевскими резиденциями, например, Поблет и Эскориал в Испании в XII–XIX вв. Продолжением клуатра внутри церкви исследователи считают особые проходы-леттнеры, появившиеся в картезианских монастырях и соседних с ними городских храмах, часто украшенные росписями или скульптурой; древнейший (середина XIII в.) – в церкви святой Екатерины в Сьоне (Швейцария). Хотя клуатры возникли в монастырях, их устраивали при городских соборах, где они могли использоваться как кладбища – Кампосанто (1277–1464 гг.) близ кафедрального собора в Пизе: протяжённый, с готическими аркадами клуатр вокруг места, где были помещены реликвии, в XII в. привезённые в город из Крестового похода.

 



 
PR-CY.ru