КАТОЛИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО - Страница 3

Иллюзорность формы, динамизм, мистичность в соединении с натуралистическими приёмами как нельзя лучше подходили для выражения идей торжества католицизма. К этому направлению в искусстве близка школа римского классицизма, сложившаяся в начале XVI в. под влиянием творчества Рафаэля и жанра «видений». Наиболее яркий представитель «стиля католицизма» этого времени – живописец, монах-доминиканец фра Бартоломмео делла Порта (1475–1517 гг.), автор больших алтарных картин. Главная особенность алтарных композиций, включающих живопись, скульптуру, архитектонические обрамления, – иллюзорность, даже иллюзионистичность, которая основывается на «осязательном качестве» формы, выработанном в эпоху Возрождения художниками флорентийской школы. Этим качеством в соединении с набожностью и чувственной трактовкой образов владел замечательный флорентийский художник, монах доминиканского Ордена фра Анжелико (1387–1455 гг.), прозванный «Беато» (итал. – «Блаженный, счастливый»). Идеология и эстетика католицизма воплотились в искусстве французского Ренессанса и маньеризма, стилях фламандского и испанского барокко, искусстве стран Латинской Америки, южно-немецкого барокко. В философии и эстетике XVIII–XIX вв. для обозначения особенностей западноевропейской христианской культуры стали использовать термин «абендланд» (нем. Abendlandes – «западные земли»). Огромное значение в католицизме имеет литургическая (сакральная) музыка, сопровождающая весь так называемый годовой богослужебный круг, или литургический год (литургия мессы, литургия посвящений и благословений, литургия различных обрядов – Великой недели, процессии и т.п.). С VIII в. в католическом богослужении употребляются органы и другие музыкальные инструменты. Основным признаком литургической музыки считается её священный характер, приобретаемый благодаря включению её в богослужение; благодаря же соединению этой музыки с литургическими текстами и образами музыка становится в глазах верующих одним из элементов совершаемых таинств. Вначале литургические песни во время мессы исполняли все верующие, затем часть этих песен стала исполняться отдельным хором певцов. Папа Римской Григорий I Великий (590–604 гг.) упорядочил и кодифицировал монодическое – одноголосное (сольное, а также групповое в унисон или октаву) пение, в связи с чем этот остающийся до сих пор основным в католицизме вид пения получил название «григорианского хорала». Основные принципы, которыми должны руководствоваться верующие, развивающие и совершенствующие католическое искусство, изложены в энциклике папы Пия  XII (1939–1958 гг.) «Mediator Dei» («О священной литургии», 1947 г.), рекомендующей активно использовать искусство «в благоговейном служении Церкви и священным ритуалам», а также в конституции второго Ватиканского собора (1962–1965 гг.) «Sancrosanctum concilium» («О литургии», глава VII – «О священном искусстве и о богослужебных принадлежностях»), причислившей, «прежде всего, религиозное искусство и вершину его, т.е. священное искусство, к благороднейшим проявлениям духа человеческого». См. также Католицизм



 
PR-CY.ru